» » Жительница г. Кунгура пишет иконы

Жительница г. Кунгура пишет иконы

 

Жительница г. Кунгура Людмила Мартынова пишет иконы. Иконопись стала для нее и смыслом жизни, и благодатью.


Кто зажигает светом мудрости и всепрощения строгие лики святых, глядящих на нас с икон? Кто благословлен наполнить жизнью их всепонимающие глаза, в которые мы вглядываемся в отчаянной надежде?
Женщина, сотканная из противоречий, святая и грешная, сомневающаяся и созидающая.
Когда я впервые увидела эту хрупкую женщину, меня поразили ее глаза. Может стереться из памяти лицо, цвет волос, но этот пронзительный взгляд светлых, каких-то кристальных глаз, запоминается надолго. Они глядят куда-то в тебя, где и самому-то не все ясно, и ЗА тебя, где и вовсе непостижимо.
При первой же ее реплике, в которой звучала сталь и сила, я решила, что эта молодая женщина является очень не маленьким руководителем. И только позже выяснилось, как же я ошибалась. 

 

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением».

 

 

Иконописец – это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача – стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично. 

 

(Википедия)

 

Чрез тернии. - Людмила, как давно ты пишешь иконы, и что привело тебя к этому?
Людмила Мартынова: - Я закончила тогда еще художественное училище по специальности резчик по дереву. Какое-то время работала в доме детского творчества. Затем довольно долго была торговым агентом. Однако я сразу знала: это не мое. И вполне закономерно наступил момент, когда я поняла: «Все, больше не могу!» Я настолько выдохлась, что свет стал не мил. 
- И, как гласит древняя мудрость, Учитель появляется лишь тогда, когда ученик готов воспринять Учение. То есть, наступил тот самый момент, когда ты оказалась готова к переменам? 
- Именно. Все произошло вроде бы и случайно, но иначе и быть не могло. Так случилось, что наша семья породнилась с семьей настоятеля храма Вознесения Господня в селе Березовка, отца Георгия. Он и предложил мне поучаствовать в реставрации храма. Там как раз работала бригада художников. Так я присоединилась к ним, училась у них и тут же практиковалась. Участвовала в росписи стен и иконостаса. Потом художники уехали, а я осталась. 
Так и занимаюсь иконописью уже пятый год.
- Заказов хватает?
- Хватает. Даже если в храме временный простой, обязательно найдется кто-то, кому нужно отреставрировать старую икону или написать заново. И знаешь, что удивительно: раньше ко мне тянулись клиенты с заказами мирского характера, а с тех пор, как занялась иконописью, таких предложений не было ни одного за все время! Как отрезало. Идут только за иконами.

С верой по пути. - Известно, что иконопись – это не только творчество в классическом его понимании. Это, скорей, духотворчество. Соответственно и требования к нему несколько иные?
- Совершенно верно. Во-первых, обязательно соблюдение всех церковных таинств. Без причастия, исповеди, молитвы и благословения батюшки к работе с иконой тебя никто не подпустит. Во-вторых, важен еще и внутренний настрой. Бывает, что перед тем как приступить к работе, пощусь по нескольку дней. И тогда наступает какое-то внутреннее умиротворение и просветление. 
Каюсь, я пробовала работать, упуская некоторые моменты подготовки. Сразу стало ясно: ничего не получится. Краски не ложатся, волосинки из кистей лезут… И - нарастающее внутреннее напряжение. 
- Получается, тебя ведет Нечто свыше?
- Бог и ведет. Я всегда жила с верой, хотя особого культа у нас в семье никогда не было. Больше того, мои бабушка и отец были староверами. Я приняла крещение в православном храме в 17 лет, спасибо моей крестной матушке. 
- А как твои мужчины, понимают? Разделяют? (у Людмилы муж и двое сыновей)
- Младший еще не созрел (улыбается), у старшего возраст такой, сложный, - сплошной нигилизм. Но, я думаю, в свое время придет к вере. А мужу - да, нравится, что я делаю.

О чуде. - Бывают ли тебе какие-то видения, знамения?
- Пожалуй, нет. Хотя мне однажды приснился Бог. И хотя батюшка говорит, что к обычным людям Господь во сне не является, я точно его видела. Он, как белое облако, скакал по небу на белом коне. Спустился к моему окну, протянул мне руку, улыбнулся и сказал: «Мы с тобой еще встретимся». Я явственно видела его лицо: это был Он.
- К слову, о лицах, или, правильней – о ликах: ведь у каждого святого должен быть его неповторимый образ?
- Так оно и есть. Святых - невероятное множество, и у каждого – свои черты. Трудность бывает в том, что из-за недостатка нужной литературы нет информации о том или ином святом. Благо есть интернет: все, что нужно для работы, я ищу там. Случается, что информация о святом ограничивается несколькими скудными предложениями, из которых невозможно хотя бы приблизительно составить его облик. Тогда – опять интернет, ищу канонические изображения этого святого. 
Скажу больше: академических изображений некоторых святых нет вообще. Так, например, случилось с иконой Елизаветы Андрианопольской. Ее, по сути, пришлось писать заново.
И опять как просветление рождается облик. Сложно готовиться к работе, искать, сопоставлять информацию, а пишется икона как бы сама собой. И на каждой – свой неповторимый лик. 
- Ощущаешь ли ты в своей жизни покровительство Высших сил?
- Безусловно. 4 года назад, когда я только узнала, что мне предстоит работать в храме, я испытала такой восторг и подъем! И с тех пор силы не оставляют меня. Потому что их питает моя вера, моя причастность к Чуду.

Жизнь как чудо. - Твоя работа приносит тебе удовлетворение, она достойно оплачивается?
- Да, моя работа оплачивается очень достойно. Другое дело, что я не люблю работать быстро. Вот напишешь икону – кажется, все, закончила. Отставишь ее в сторонку, через пару дней подойдешь, еще что-нибудь добавишь. Пройдет несколько дней, посмотришь – еще чего-то не хватает. И так месяцами может продолжаться. Пока в один прекрасный день не взглянешь на икону и не поймешь, что добавить больше нечего. Тогда и приходит удовлетворение.
А по поводу средств к существованию я уже давно не задумываюсь. Как-то так получается, что без денег мне сидеть не приходится. Я совершенно спокойна: будет день – будет пища.
Я пыталась другую работу искать, вернее, думала только найти, но тут, я считаю, снова провидение вмешалось – не дали даже шанса (смеется). 
- Как любого творца закономерно спрошу о дальнейших планах – есть, к чему стремиться?
- Обязательно. Очень хотелось бы овладеть техникой канонической иконописи. Но и в академическом стиле есть, куда расти. Вот младший подрастет, думаю, отправлюсь учиться. 
- Твое творчество влияет на твою жизнь, судьбу?
- Пожалуй. Меня не назовешь мягким, кротким и смиренным человеком, скорей, наоборот. Но люди все равно идут выговориться, спросить совета. Грех гордыни не чужд мне, как и многим в этом мире. Сейчас я благоговею только перед лицом Господа. И он не оставляет меня. 
А вообще, тому, что я делаю, нужно посвящать жизнь – иначе не получится.
Светлана ПЕРМИНОВА, Кунгур. Фото автора

 

В настоящее время существует два основных художественных стиля в иконописи. Первый, канонический, является наиболее древним и уходит своими корнями в иконописные традиции Византии. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные”, как правило, удлиненные пропорции фигур. Для иконы характерна обратная перспектива, нет и самого пространства. Икона — светоносна. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней.

 

 

Другое направление носит название академический или живописный стиль. В основе его лежит духовная живопись католической Европы. Академический стиль отличается прямой перспективой и введением элементов портретной и пейзажной живописи. Иконы академического стиля пишутся маслом в отличие от канонической иконописи, где традиционно используется яичная темпера.

 

Фотогалерея

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Свежие новости

15:40
Уровни воды в реках Кунгурского муниципального округа по данным на 24 апреля 2024 года
15:22
Уровни воды в Кунгуре на 19 апреля
14:04
Уровни воды в Кунгуре на данный момент не приближаются к отметкам неблагоприятных явлений
03:07
В Кунгуре прошла презентация книги стихов протоиерея Владимира Шамонина
18:26
В Кунгуре будут храмы с куличами
00:55
Кунгурская больница получила в дар более 200 хирургических халатов
02:08
Учитель из Орды - лауреат самой первой студенческой премии Татьяны Высоцкой
16:46
Народный ансамбль русской песни из города Кунгура покорил Санкт-Петербург
17:22
Международный день пожилых людей на «Металлисте» в Кунгуре всегда превращается в праздник любви и благодарности
14:35
В минувшую пятницу в Кунгуре на заводе "Металлист" отметили День машиностроителя
14:28
Гостями села Насадка Кунгурского округа стали глава Рязанской митрополии и почётный гражданин города Кунгура
10:44
В Каширино состоялся юбилейный краевой туристический слёт замещающих семей
18:15
Завод «Металлист» в Кунгуре отметил 85-летний юбилей
13:15
Пятая выставка «От Кунгура до Гаржилесса» Арт-студии «Подполье» ДК машиностроителей города Кунгура и французских художников открывается во Франции
15:53
Итоги третьего дня фестиваля «Небесная ярмарка– 2022» в Кунгуре
15:27
25 июня в Кунгуре стартует юбилейная XX Небесная ярмарка
12:43
В Перми подвели итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Мастер года»
23:33
Почётный гражданин г. Кунгура Татьяна Высоцкая вручила Почётному гражданину Кунгурского муниципального района Владимиру Курникову необходимый в работе хирурга инструмент
14:56
Кунгурский «Металлист» удостоен звания «Предприятие года 2021»
00:45
Завершился первый для Кунгурского округа конкурс «Учитель года»
10:32
В Кунгуре 36-летний мужчина признан виновным в краже денежных средств с банковской карты сестры
01:41
Оркестр «Геликон» города Кунгура, недавно отметивший 110 лет, повторил свой юбилейный концерт на сцене кунгурского Премьер-зала
12:15
Юные художники из Кунгура принимают участие в Международной выставке детского рисунка во Франции
20:47
В Кунгурском муниципальном округе чествовали участников торжественной церемонии «Гордость земли Кунгурской»
22:12
Внимание, конкурс «Игрушка для елки Дядя Степы»
11:43
В десятку лучших команд на Всероссийском слете юных инспекторов движения вошли кунгурские школьники
10:46
В Кунгуре в рамках проекта «Культура. Пермский край» Пермский театр «ВЕК ЖИЗНИ» покажет два спектакля
12:50
Татьяне Высоцкой вручили знак «Почётный гражданин города Кунгура»
22:56
На 64 году ушёл из жизни Александр Анатольевич Трикоз, экс-председатель Кунгурской городской Думы
12:32
В Кунгуре общественники проверили качество предоставления госуслуг по линии ГИБДД
Больше новостей