DataLife Engine > Общество / Новости / Яндекс-новости > Жительница г. Кунгура пишет иконы

Жительница г. Кунгура пишет иконы

 

Жительница г. Кунгура Людмила Мартынова пишет иконы. Иконопись стала для нее и смыслом жизни, и благодатью.


Кто зажигает светом мудрости и всепрощения строгие лики святых, глядящих на нас с икон? Кто благословлен наполнить жизнью их всепонимающие глаза, в которые мы вглядываемся в отчаянной надежде?
Женщина, сотканная из противоречий, святая и грешная, сомневающаяся и созидающая.
Когда я впервые увидела эту хрупкую женщину, меня поразили ее глаза. Может стереться из памяти лицо, цвет волос, но этот пронзительный взгляд светлых, каких-то кристальных глаз, запоминается надолго. Они глядят куда-то в тебя, где и самому-то не все ясно, и ЗА тебя, где и вовсе непостижимо.
При первой же ее реплике, в которой звучала сталь и сила, я решила, что эта молодая женщина является очень не маленьким руководителем. И только позже выяснилось, как же я ошибалась. 

 

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением».

 

 

Иконописец – это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача – стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично. 

 

(Википедия)

 

Чрез тернии. - Людмила, как давно ты пишешь иконы, и что привело тебя к этому?
Людмила Мартынова: - Я закончила тогда еще художественное училище по специальности резчик по дереву. Какое-то время работала в доме детского творчества. Затем довольно долго была торговым агентом. Однако я сразу знала: это не мое. И вполне закономерно наступил момент, когда я поняла: «Все, больше не могу!» Я настолько выдохлась, что свет стал не мил. 
- И, как гласит древняя мудрость, Учитель появляется лишь тогда, когда ученик готов воспринять Учение. То есть, наступил тот самый момент, когда ты оказалась готова к переменам? 
- Именно. Все произошло вроде бы и случайно, но иначе и быть не могло. Так случилось, что наша семья породнилась с семьей настоятеля храма Вознесения Господня в селе Березовка, отца Георгия. Он и предложил мне поучаствовать в реставрации храма. Там как раз работала бригада художников. Так я присоединилась к ним, училась у них и тут же практиковалась. Участвовала в росписи стен и иконостаса. Потом художники уехали, а я осталась. 
Так и занимаюсь иконописью уже пятый год.
- Заказов хватает?
- Хватает. Даже если в храме временный простой, обязательно найдется кто-то, кому нужно отреставрировать старую икону или написать заново. И знаешь, что удивительно: раньше ко мне тянулись клиенты с заказами мирского характера, а с тех пор, как занялась иконописью, таких предложений не было ни одного за все время! Как отрезало. Идут только за иконами.

С верой по пути. - Известно, что иконопись – это не только творчество в классическом его понимании. Это, скорей, духотворчество. Соответственно и требования к нему несколько иные?
- Совершенно верно. Во-первых, обязательно соблюдение всех церковных таинств. Без причастия, исповеди, молитвы и благословения батюшки к работе с иконой тебя никто не подпустит. Во-вторых, важен еще и внутренний настрой. Бывает, что перед тем как приступить к работе, пощусь по нескольку дней. И тогда наступает какое-то внутреннее умиротворение и просветление. 
Каюсь, я пробовала работать, упуская некоторые моменты подготовки. Сразу стало ясно: ничего не получится. Краски не ложатся, волосинки из кистей лезут… И - нарастающее внутреннее напряжение. 
- Получается, тебя ведет Нечто свыше?
- Бог и ведет. Я всегда жила с верой, хотя особого культа у нас в семье никогда не было. Больше того, мои бабушка и отец были староверами. Я приняла крещение в православном храме в 17 лет, спасибо моей крестной матушке. 
- А как твои мужчины, понимают? Разделяют? (у Людмилы муж и двое сыновей)
- Младший еще не созрел (улыбается), у старшего возраст такой, сложный, - сплошной нигилизм. Но, я думаю, в свое время придет к вере. А мужу - да, нравится, что я делаю.

О чуде. - Бывают ли тебе какие-то видения, знамения?
- Пожалуй, нет. Хотя мне однажды приснился Бог. И хотя батюшка говорит, что к обычным людям Господь во сне не является, я точно его видела. Он, как белое облако, скакал по небу на белом коне. Спустился к моему окну, протянул мне руку, улыбнулся и сказал: «Мы с тобой еще встретимся». Я явственно видела его лицо: это был Он.
- К слову, о лицах, или, правильней – о ликах: ведь у каждого святого должен быть его неповторимый образ?
- Так оно и есть. Святых - невероятное множество, и у каждого – свои черты. Трудность бывает в том, что из-за недостатка нужной литературы нет информации о том или ином святом. Благо есть интернет: все, что нужно для работы, я ищу там. Случается, что информация о святом ограничивается несколькими скудными предложениями, из которых невозможно хотя бы приблизительно составить его облик. Тогда – опять интернет, ищу канонические изображения этого святого. 
Скажу больше: академических изображений некоторых святых нет вообще. Так, например, случилось с иконой Елизаветы Андрианопольской. Ее, по сути, пришлось писать заново.
И опять как просветление рождается облик. Сложно готовиться к работе, искать, сопоставлять информацию, а пишется икона как бы сама собой. И на каждой – свой неповторимый лик. 
- Ощущаешь ли ты в своей жизни покровительство Высших сил?
- Безусловно. 4 года назад, когда я только узнала, что мне предстоит работать в храме, я испытала такой восторг и подъем! И с тех пор силы не оставляют меня. Потому что их питает моя вера, моя причастность к Чуду.

Жизнь как чудо. - Твоя работа приносит тебе удовлетворение, она достойно оплачивается?
- Да, моя работа оплачивается очень достойно. Другое дело, что я не люблю работать быстро. Вот напишешь икону – кажется, все, закончила. Отставишь ее в сторонку, через пару дней подойдешь, еще что-нибудь добавишь. Пройдет несколько дней, посмотришь – еще чего-то не хватает. И так месяцами может продолжаться. Пока в один прекрасный день не взглянешь на икону и не поймешь, что добавить больше нечего. Тогда и приходит удовлетворение.
А по поводу средств к существованию я уже давно не задумываюсь. Как-то так получается, что без денег мне сидеть не приходится. Я совершенно спокойна: будет день – будет пища.
Я пыталась другую работу искать, вернее, думала только найти, но тут, я считаю, снова провидение вмешалось – не дали даже шанса (смеется). 
- Как любого творца закономерно спрошу о дальнейших планах – есть, к чему стремиться?
- Обязательно. Очень хотелось бы овладеть техникой канонической иконописи. Но и в академическом стиле есть, куда расти. Вот младший подрастет, думаю, отправлюсь учиться. 
- Твое творчество влияет на твою жизнь, судьбу?
- Пожалуй. Меня не назовешь мягким, кротким и смиренным человеком, скорей, наоборот. Но люди все равно идут выговориться, спросить совета. Грех гордыни не чужд мне, как и многим в этом мире. Сейчас я благоговею только перед лицом Господа. И он не оставляет меня. 
А вообще, тому, что я делаю, нужно посвящать жизнь – иначе не получится.
Светлана ПЕРМИНОВА, Кунгур. Фото автора

 

В настоящее время существует два основных художественных стиля в иконописи. Первый, канонический, является наиболее древним и уходит своими корнями в иконописные традиции Византии. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные”, как правило, удлиненные пропорции фигур. Для иконы характерна обратная перспектива, нет и самого пространства. Икона — светоносна. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней.

 

 

Другое направление носит название академический или живописный стиль. В основе его лежит духовная живопись католической Европы. Академический стиль отличается прямой перспективой и введением элементов портретной и пейзажной живописи. Иконы академического стиля пишутся маслом в отличие от канонической иконописи, где традиционно используется яичная темпера.

 

©kungur-krai.ru




Вернуться назад