Соло на трубе или о том, как власти Кунгура приобрели за бюджетные деньги тепловые сети, которые сами же «подарили» бизнесу. Цена вопроса 133 миллиона рублей.
/Марина ШАМУРИНА/ Кунгур/
«Слона надо есть по кусочкам». Началась эта история десять лет назад. В марте 2004 года, за несколько дней до выборов главы города, без проведения конкурса, на безальтернативной основе имущество, принадлежавшее муниципальному предприятию «Теплоэнерго» по постановлению главы города Н.Е. Каданцева было передано по договору аренды на срок 30 лет одному из основных кредиторов - компании ООО «Пермгазэнергосервис». То есть, из хозяйственного ведения КГМУП «Теплоэнерго» 50 муниципальных объектов недвижимости переданы в аренду частному бизнесу. Причем на кабальных для города условиях. И если бы не вмешался вновь избранный глава А.Н. Махмудов, то эти сети вскоре «ушли» бы в собственность ООО «ПГЭС». Потому что тепловая сеть – такая вещь, которая имеет свойство рваться. Тем более что сеть далеко не новая. А договор аренды был составлен таким образом, что арендатор при замене трубы в случае ее порыва заменял ее другой трубой и тут же регистрировал на нее право собственности. Процесс, что называется, пошел очень быстро. Городская теплосеть участок за участком обретала нового собственника. Из-за чего пришедшая на смену щедрому градоначальнику команда нового главы забила тревогу. По сути арендатор, выполняя свои обязанности по содержанию арендованного имущества, постепенно получал это имущество в собственность.
«А мы закон нарушили…» Шанс вернуть тепловые сети городу еще оставался, посчитали юристы администрации. Ведь при заключении договора аренды не было ни аукциона, ни конкурса, ни публикации в СМИ. И хотя законодательство на тот момент в этом вопросе было еще не такое жесткое, как сейчас, но управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) сделки с муниципальным имуществом уже отслеживало строго. И после того как управа города Кунгура сама на себя написала заявление, что допущены нарушения законодательства о конкуренции, УФАС это признало. Было установлено, что договор заключен на невыгодных для муниципалитета условиях. 21 декабря 2005 года выдано предписание об устранении допущенных нарушений, а именно: требовалось отменить ряд постановлений и расторгнуть договор аренды муниципального имущества (теплосетей). Срок выполнения предписаний продлен до 10 сентября 2006 года.
Мы предполагаем, а … располагает. Администрация города была намерена, расторгнув этот договор, заключить с ООО «ПГЭС» договор концессии. Так как именно в том же 2005 году первый в Пермском крае договор концессии был заключен между управой г. Кунгура и Кунгурским филиалом ОАО «КЭС Пермэнерго». Новая форма взаимодействия оказалась выгодна и удобна для обеих сторон.
Однако ситуация с ООО «ПГЭС» развернулась совершенно в другом направлении. В то время, когда УФАС вынесло вердикт о незаконности передачи имущества в аренду, началась кампания по банкротству КГМУП «Теплоэнерго». Ведь лишившись своего имущества в 2004 году, предприятие не могло выполнять свои уставные задачи, следовательно, не получало доходов, долги по имеющимся кредитам не гасило.
23 мая 2006 года конкурсный управляющий КГМУП «Теплоэнерго» обратился в Арбитражный суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного пользования ООО «Пермгазэнергосервис», в результате чего было вынесено определение об утверждении Мирового соглашения между КГМУП «Теплоэнерго» и ООО «Пермгазэнергосервис».
Суть которого заключалась в том, что «ПГЭС» возвращает имущество МУПу, а оно, в свою очередь, отказывается от всех возможных требований к «ПГЭС». Далее, когда конкурсный управляющий начал формировать конкурсную массу, то тепловые сети города, только что возвращенные от ООО «ПГЭС», по решению кредиторов (самым крупным из которых было опять же ООО «ПГЭС»), вошли в нее.
Не дали в аренду – возьмем за долги. Это означало, что сети вновь могут уйти из городской собственности частнику. Теперь уже за долги КГМУП «Теплоэнерго». Юридический отдел администрации города включился в работу с новой силой. Было принято решение выходить в суды различных инстанций, чтобы не допустить продажу муниципального имущества в таком виде. Судебные процессы длились месяцами. Тем временем конкурсный управляющий имущество должника продал. Так, как надо было кредиторам – то есть сети «ушли» в собственность ООО «ПГЭС». Сумма долга перед «ПГЭС» в разных источниках называется разная: от 10 до 68 миллионов рублей.
Суд первой инстанции по оспариванию этой сделки администрация города Кунгура проиграла. Апелляционную инстанцию тоже. Просьба администрации наложить хотя бы обременение на данное имущество, так как оно носит социально значимый характер, также не была удовлетворена. При этом судья Пермского арбитражного суда написал Письмо в Регистрационную палату г. Кунгура (хотя в суде, согласно АПК, нет такого понятия как «письмо» – есть «решение», или «определение» - авт.), в котором говорилось: срочно разрешить регистрацию данного имущества.
Третий – не лишний. Юристы разной квалификации говорили, что требования администрации г. Кунгура вполне обоснованны. Но Мировое соглашение, по которому КГМУП «Теплоэнерго» и ООО «Пермгазэнергосервис» претензий друг к другу не имели, не позволяло третьим лицам оспорить данную сделку. Следовательно, решение давно вступило в силу.
И только в кассационной инстанции – в Уральском арбитражном суде округа дело было выиграно. Отменены решения первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции посчитал, что факт заключения Мирового соглашения не носит отсекательного характера. Так что Пермскому арбитражному суду предстояло вновь вернуться к рассмотрению дела с учетом заявления администрации города Кунгура.
Решение это было вынесено 15 ноября 2007 года. 15 января 2008 года Арбитражный суд Пермского края к рассмотрению иска муниципального образования «Город Кунгур» вернулся. Суд установил, что на момент рассмотрения дела ответчик – КГМУП «Теплоэнерго» полностью ликвидировано, и это явилось основанием для определения: производство по делу прекратить. У администрации города, конечно же, оставалось право данное решение обжаловать в апелляционном и кассационном судах. Но сделать это можно было лишь в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения в силу. То есть, в марте – апреле. А в Кунгуре тем временем вновь прошли выборы. Закончились они очередной сменой главы города.
Команда нового главы Р. А. Кокшарова делом по возвращению тепловых сетей в муниципальную собственность заниматься даже не попыталась. Хотя сомнений в том, что дело практически выигранное, у юристов почти не было. Так в апреле 2008 года теплосетевой комплекс г. Кунгура стал законной собственностью компании ООО «Пермгазэнергосервис».
Бизнес поможет или бизнесу помочь?.. Дважды за четыре года команда предыдущего главы города А.Н. Махмудова пыталась вернуть тепловые сети от частного бизнеса в муниципальную собственность, навлекая на себя публичные выпады и лживые обвинения. Не подумала и о том, что в период предстоящей избирательной кампании бизнес мог бы оказать существенную финансовую поддержку…
А вот сам бизнес в недальнозоркости обвинить сложно. Прошло шесть лет, и обветшалые тепловые сети города Кунгура ООО «ПГЭС-групп» (предприятие ООО «ПГЭС» претерпело за это время некую реструктуризацию - авт.) стали не нужны. Да и что это за собственность – несколько сотен метров трубы да 4 ЦТП. Даже земля под сетями не отмежевана и является собственностью города. Самым лучшим экономическим выходом в подобной ситуации была бы продажа данного имущества. Но кому оно нужно, кроме все того же муниципалитета? С марта 2014 года ООО «ПГЭС-групп» начало писать администрации города Кунгура письма с предложением выкупить у них тепловые сети. И вот 10 октября 2014 года договор купли-продажи подписан.
С какой целью администрация г. Кунгура решилась на данную сделку мы спросили у зам. главы города Василия ТОЛСТОГО:
- Прежде всего, чтобы стабилизировать подачу услуги теплоснабжения в дома и нежилые объекты г. Кунгура. Потому что организация, занимающаяся этим, заявила о своей неплатежеспособности в связи с ухудшением финансового состояния. Были проведены проверки прокуратуры, возбуждено уголовное дело. Есть ряд писем от ООО «ПГЭС-групп», где организация предлагает купить тепловой комплекс, так как не может соблюдать финансовую дисциплину по уплате за приобретаемые ресурсы. Другого поставщика тепла у города нет. Вопрос был поднят на уровне правительства Пермского края. Принято решение помочь г. Кунгуру приобрести тепловой имущественный комплекс по программе предоставления субсидий на реализацию инвестиционных и приоритетных региональных проектов. То есть, 75 процентов – 100 млн рублей – оплачивает краевой бюджет, 25 процентов в сумме 33333,34 тыс. рублей за счет бюджета муниципального образования. Доля города будет проплачена не сегодня-завтра. Далее поступит отчет в Министерство территориального развития Пермского края. После чего край перечислит свои 100 миллионов. Следующий этап – госрегистрация приобретенного имущества в собственность, за исключением поселка Нагорный. В будущем планируется создать в городе Единую теплоснабжающую организацию.
С приобретением вас, кунгуряки! Напоследок хочется сказать о том, что приобрели и что потеряли от этой сделки кунгуряки? Самая крупная трата - 33 миллиона рублей из городского бюджета, которые, скорей всего, будут взяты в кредит. Нет, в повышение тарифов за тепло они не «выльются». Но вполне могли бы быть израсходованы на другие нужды города, тем более что таковых на сегодня предостаточно.
Что касается субсидии из краевого бюджета, то для примера можно привести: в 2013 году по инвестиционной региональной программе в Кунгуре построили мост через р. Ирень; в 2014 – достраивают ФОК. А вот в 2015 на средства для строительства новых объектов Кунгуру можно не рассчитывать. Они уже потрачены на покупку своих же старых тепловых сетей. Можно, конечно, утешать себя тем, что все новое – это хорошо забытое старое. Или тем, что тепло теперь в дома кунгуряков будет поступать гарантированно бесперебойно, и это никак не отразится на тарифе. Но не стоит забывать, что бюджеты - городской, краевой, федеральный – это наши с вами налоги, наши с вами деньги…
комментариев