За последние два года в пятый раз структура администрации Кунгурского муниципального района претерпевает изменения. Депутатам Земского собрания на ближайшем заседании будет представлен проект новой схемы управления территорией. С чем связаны такие частые перемены в системе районной власти, и по какому принципу они происходят, мы беседуем с руководителем аппарата администрации Кунгурского муниципального района Евгением ЕРЕМЕЕВЫМ:
- Начиная с 2011 года мы действительно довольно часто вносим изменения в структуру районной исполнительной власти по трем причинам. Во-первых, из-за происходящих изменений законодательства. Во-вторых, меняется и структура управления правительства Пермского края и администрации губернатора. И, в-третьих, меняется экономическая и политическая ситуация в стране, крае. Например, с 2014 года 94 ФЗ заменит контрактная система закупок. Не исключаю даже, что в феврале-марте снова придется к этому вопросу вернуться.
- Так происходит во всех муниципальных образованиях? Что-то я не припомню, чтобы городская Дума так часто рассматривала вопрос об изменениях в структуре.
- Структура администрации города Кунгура и Кунгурского района не совпадают. Это совсем разные системы руководства, разные муниципальные образования: район и городской округ, законодательством мы наделены разными вопросами местного значения.
- А кто определяет методы руководства той или иной территорией?
- Подход определяет глава района. Мы изначально выбрали такой принцип, чтобы у чиновников была высокая зона ответственности. Все полномочия, которые ст. 15 закона о местном самоуправлении предписывает муниципальному образованию «Кунгурский район», мы распределили между управлениями. Каждое из этих полномочий мы закрепили за конкретным управлением. У нас каждый начальник управления знает - вот объем прав, вот объем обязанностей, вот объем ответственности. Если ты имеешь право принимать решение, обязан делать это законно, если делаешь это незаконно, несешь ответственность. Таков был выбор главы района: да, мы повышаем роль начальника управления – даем ему право принимать решения, но с другой стороны он и отвечает перед людьми, перед законом за то решение, которое он принимает.
Так, например в 2010 году администрацией принято 1760 постановлений, в 2011 году - 748, в 2013 - 261. Остальной объем документов издается начальниками управлений.
Простой пример – предоставление земельного участка в аренду. Раньше это делалось постановлением главы района, а сейчас - приказом начальника управления. В чем разница? Разница в том, что постановление главы района проходит множество согласований и это долго. Если человек выиграл торги или иным образом получил право на участок, то ему надо строить, осваивать этот земельный участок, а не ходить по инстанциям. Во-вторых, для приобретения земельного участка надо провести конкурсные процедуры. Проводит их непосредственно управление земельных и имущественных отношений, которое и отвечает за качество предоставления услуги перед законом и перед людьми.
Еще один момент – после того, как эти полномочия были переданы на уровень начальников управлений, объем постановлений, в которые вносятся изменения после их принятия, резко сократился. Не потому что кто-то плохо работает, а потому что когда ты знаешь, что решение должен принять ты лично, ты будешь его обдумывать со всех сторон.
- Эта система - какое-то ноу-хау?
- В Пермском крае по такой системе работает несколько муниципалитетов, например, администрация города Перми, Березников, Соликамска и ряд других. Крупные муниципалитеты, имеющие штат квалифицированных сотрудников, решили идти по такой схеме. Хотя большинство муниципальных районов пошли по схеме, когда глава все подписывает сам. Мы посчитали, что это неправильно.
И хочу сказать, что система дает свои плоды. Во-первых, налицо повышение уровня ответственности, а значит заинтересованности управлений. Во-вторых, сокращение сроков издания всех этих документов. А в третьих мы можем сосредоточиться на более серьезных вопросах. То есть на сегодняшний момент глава района утверждает своим постановлением только какие-то программные документы, которые распространяются на неопределенный круг лиц.
Одно из первых изменений в структуру мы внесли еще в 2011 году - ликвидировали Управление социального заказа - вместо 5 муниципальных служащих этим сейчас занимается 2 муниципальных служащих в составе администрации. Администрация сама занимается закупками для муниципальных нужд.
За этот период мы также изменили подход к юридической службе. Раньше в администрации был отдел из юристов, сейчас в каждом управлении есть юрист. Тем самым улучшается качество работы самих управлений, раньше они без юриста не могли самостоятельно что-то подготовить. Делали двойную работу – в управлении написали, в администрации переделывают, обратно в управление, опять пытаются что-то переделать… Соответственно, срок работы увеличивается в несколько раз. Сейчас, когда в каждом управлении самостоятельный юрист, уровень подготовки документов гораздо выше.
Еще изменения коснулись создания на базе управления культуры новых отделов – физкультуры, спорта, молодежной политики и туризма. Впервые за всю историю Кунгурского района в администрации появилась должность консультанта по туризму. За этот год, что она существует, много сделано, я считаю. Район позиционирован как территория для въездного туризма, появилась реальная возможность сюда приехать …
Также в 2011 году в администрации района впервые появился специальный человек, который работает с главами сельских поселений. Мы - вторые в Пермском крае по количеству сельских поселений после Пермского района. Сейчас мы пошли дальше – уже создаем целый отдел внутренней политики. Правда, дополнительных денег не просим. Мы пытаемся с других направлений трудовые ресурсы снять, и поставить туда, где считаем наиболее важным.
- Что собой будет представлять новый отдел?
- С 1 января, если депутаты 28 ноября проголосуют «за», будет создан отдел внутренней политики – 3 человека будут заниматься всем, что связано с территориями поселений. Это в первую очередь работа с обращениями граждан, то есть все жалобы населения будут скапливаться в этом отделе. Работа непосредственно с самими главами. В-третьих, после событий в Бирюлево, Государственной Думой на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению межконфессиональной и межнациональной политики. Сбор и анализ информации о количестве иностранных граждан, проживающих на территории, о количестве конфессий, представленных на территории района, встреча с яркими личностями диаспор, обсуждение их проблем. Это впервые возложено на органы местного самоуправления.
Вообще, формирование структуры - процесс живой. Неизвестно, что примет Госдума завтра-послезавтра, и мы будем следовать новым законам. Но в одном наша позиция, пожалуй, будет неизменной - каждый должен нести ответственность за свои действия. Человек, которому дается право принимать решение, должен за него отвечать. При этом глава района не снимает с себя ответственности – он отвечает за качество работы администрации перед людьми, которые его выбрали.
- Какие вопросы обычно задают депутаты, принимая структуру?
- Депутаты у нас активные – вопросы есть всегда. Обычно их беспокоит, не увеличивается ли количество муниципальных служащих. И, соответственно, бюджетных трат. Да, в 2011 году такое было. Например, действовало такое МУП «Землемер», которое оказывало услуги гражданам на платной основе, в том числе и за подготовку постановлений администрации. Чтобы получить постановление главы, нужно было заплатить деньги. Это очевидное нарушение прав граждан. И мы приняли решение о ликвидации этого МУП «Землемер» и о переводе части работников, которые этим занимались, в штат управления земельных и имущественных отношений администрации Кунгурского района. Да, мы осознанно лишние ставки ввели и деньги из бюджета выделили, но давайте определяться - либо за это будут платить люди, либо бюджет. Но последнее увеличение штата было осенью 2011 года, когда были первые изменения по структуре. Сейчас мы стараемся держаться в тех рамках, которые есть. Даже при введении 44 ФЗ мы не хотим создавать никаких дополнительных структур. Будем справляться до последнего.
- Не скажется это на сроках работы с гражданами?
- С обращениями граждан работа у нас налажена должным образом. Ежегодная проверка нарушений не выявляет. Подход по работе с обращениями граждан мы взяли за образец опыт ряда других муниципалитетов. И сегодня у нас есть специальный сотрудник, к которому поступают все обращения граждан. Он их сортирует, по тематике и другим признакам, определенным регламентом. Затем обращение попадает на стол к лицу, в чьи полномочия входит решение этого вопроса. Все регламентировано. За два года работы по этой системе были соблюдены все предумотренные законом сроки. В целом же большинство обращений граждан у нас рассматриваются в самые короткие сроки, как правило, до истечения установленного законом 30-дневного срока,
- Зависит ли эффективность работы структуры от количества муниципальных служащих?
- На сегодня у нас в структуре 120 муниципальных служащих. На количество нас не ориентируют. Нам дается определенная сумма на содержание муниципальных служащих. Их количество - на наше усмотрение, главное уложиться в норматив. Норматив считается в зависимости и от населения, и от количества предприятий на территории. Он определяется правительством Пермского края, и мы всегда в него укладываемся.
- А каковы критерии оценки работы той или иной структуры администрации?
- Критерии оценки тоже определяются правительством Пермского края. На сегодняшний момент они новые. До 2013 года все муниципалитеты заключали соглашения с Пермским краем о достижении тех или иных абсолютных показателей. Сейчас - на 50 процентов эти же показатели, а 50 процентов – оценка деятельности главы экспертами внутренними, и внешними. Внутренние – депутаты, почетные граждане данной территории. Внешние – население, опрошенное на предмет, довольны ли люди муниципальной услугой или недовольны.
- Уже есть результаты такой оценки?
- Администрация Кунгурского района прежде входила во вторую группу сельскохозяйственных районов и занимала, как правило, 5-10 место из 20. В этом году по принципу формирования бюджета нас включили в первую группу, наравне с городами Пермь, Соликамск, Березники, Кунгур. Подведены итоги первого полугодия. Из 12 муниципальных образований мы заняли 6 место, а например город Кунгур – 8 место. Для нас это очень хороший результат.
Раньше была конкуренция между муниципалитетами. Сейчас говорят об управленческой конкуренции – конкуренции глав. И те изменения, которые произошли в структуре, конечно, повлияли на эту оценку, скорость принятия решений и на качество работы самих муниципальных служащих. Мы подтянулись и в исполнительской дисциплине, и в работе с обращениями граждан. Администрация Кунгурского муниципального района одна из немногих, где полностью перешли на работу в интегрированной электронной системе документооборота. Система работает жестко, переходили на нее тяжело, но результат не замедлил сказаться.
Однажды руководитель правозащитного центра «Грани» сказала про нашу территорию, что все у нас есть, район – сильный, и люди добросовестные работают, не хватает только здоровых амбиций. Скромность конечно украшает, но патриотизма не воспитывает. А гордиться нам есть чем.
Беседовала Марина ШАМУРИНА
©http://kungur-krai.ru
комментариев