Как получилось, что спасение жителей г. Кунгура от паводка оказалось «в полномочиях Господа Бога?»
Светлана ПЕРМИНОВА, газета Новости Кунгурского края
Пять тревожных дней критического подъёма уровня рек в городе и районе показали, насколько мы готовы к чрезвычайным ситуациям. Утешительного мало. В предыдущем выпуске «Новостей» мы проследили картину паводка в Кунгуре и Кунгурском районе в мельчайших подробностях: в какие сроки и какими мерами шло противодействие стихии. С сожалением приходится констатировать, что город от района подотстал, хотя паводок в Кунгуре гораздо более локальный, в отличие от Кунгурского района, где на большой территории разлились четыре реки.
Пусть с опозданием, но Кунгур тоже мобилизовался и выстоял перед натиском стихии. Речь сегодня не о технической стороне, а о человеческой.
Голова на плечах. Как это ни парадоксально, нигде больше не проявляется с такой силой роль человеческого фактора, как в катастрофах природного характера. Полная мобилизация духа, концентрация внимания, холодный рассудок – вот что требуется для того чтобы не поддаться панике. Имеется, правда, ещё одна немаловажная составляющая: человеку всегда спокойней, когда в трудные моменты есть рядом кто-то большой и сильный. Желательно, чтобы ещё и умный.
В Кунгурском районе роль «отцов-заступников» перед стихией для жителей сельских поселений выполняли их главы. К примеру, глава Моховского сельского поселения Вадим Мальцев, организовавший дежурство на моторной лодке у затопленного пешеходного моста в д. Дейково. С 7 до 10 часов утра и с 15 до 21 часа селян переправляли через р. Бабка бесплатно. В случае необходимости были готовы в любой момент доставить в отрезанные водой деревни медиков. И так – во всех сельских поселениях Кунгурского района, оказавшихся в зонах затопления: ни один дом, ни один двор не остались брошенными на произвол судьбы. Сотрудники ЦОБа, МЧС круглосуточно патрулировали подопечные территории, откачивали воду, организовывали связь с «большой землей», если требовалось, эвакуировали пострадавших.
«Брошенки».А что в Кунгуре? Чуть не впервые за много лет горожане оказались один на один со стихией. Бродили по дамбам в районе РМЗ, лесозавода, шпалозавода, Первомайки, посёлка машзавода… И – никого из депутатов, представителей администрации города, экстренных служб в первые дни и часы активного подъёма воды не встречали. Неудивительно, что в считанные минуты по городу разрослись слухи один абсурдней другого. И опять же успокоить панику было некому.
О том, что в городе предпринимаются попытки взять ситуацию под контроль, кунгурякам стало известно лишь к вечеру 20 апреля, то есть на четвёртый (!) день подъёма воды. Только 20 апреля утром от городской администрации по предприятиям города и района
начали раздаваться просьбы о выделении техники на борьбу с паводком. К слову, сделать это оперативно было не так-то просто, поскольку водителей тяжёлых самосвалов, находившихся в отпусках по случаю сезонного закрытия дорог, надо было ещё вызвонить, а на это уходило драгоценное время…
Дорого яичко … После того как 21 апреля в Кунгуре побывал губернатор Пермского края Виктор БАСАРГИН и лично проинспектировал дамбы, администрация и депутаты встрепенулись и «вышли в народ». Только граждане уже не оценили всей полноты своего
«счастья» и на все доводы и призывы к благоразумию паниковали и гневались ещё больше.
Вода отступит до следующего года, людское недовольство стихнет. А вот вопросы останутся. Почему с учётом всех факторов в Кунгурском районе ждали большой воды, а в городе – нет? Почему диспетчеры службы ЕДДС, принимая в день тысячи тревожных звонков, зачастую были лишены информационной и психологической поддержки?
Кто и когда теперь очистит от растекающейся липучей глины живописнейшие места города? Почему с введением чрезвычайной ситуации алкогольные магазины в городе работали в обычном режиме?.. Извечная российская рефлексия: кто виноват? и что делать? - не находит ответа.
комментариев