Фронтовик - ветеран ВОВ, участвовал в освобождении Латвии, Польши, Чехословакии. Имеет 20 благодарностей от командования, награждён боевыми орденами и медалями.
С 1956 года, несет послушание пономаря во Всехсвятском храме. Заслуги отца Никона оценило епархиальное начальство, наградив монаха медалью «Преподобного Сергия Радонежского второй степени».
Валентина БЕЗГОДОВА, фото: Елена Теплякова
«Как жизнь прожить, чтоб не притомиться?» Эта фраза героя Николая Караченцова из фильма «Белые росы» почему-то крутится в голове на протяжении всего разговора с отцом Никоном, но задать такой вопрос убеленному сединой вековому старцу так и не решаюсь.
- На ко, неси, - сунув мне в руки сумочку с провиантом, отец Никон бойко семенит под горку. Из Всехсвятского храма, где он служит пономарем уже более 50 лет, мы направляемся к нему домой. Живет он недалеко от храма.- Погоди, отдохну, - присаживается на парапет на полпути. Признаться, я немного робею при общении с ним, шутка ли 100 лет прожить, вот уж точно не поле перейти. Войдя во двор дома, первым делом отец Никон показывает свои сельхозвладения - теплицу с помидорами.
- Вот здесь какието иностранные выросли. Видишь кусты низкие, цветки мелкие. А здесь – наши.
- Как же Вы справляетесь со своим хозяйством, - удивляюсь, заметив, что блага цивилизации в виде водопровода и канализации отсутствуют, - здоровье¬то позволяет?
- Спина побаливает, да ноги немного подводят, а так грех жаловаться. Помощник есть у меня, Михаил, знакомый из храма.
Принимаясь за публикацию об отце Никоне, изначально хотела его биографию описать, сколько же всего может произойти в жизни человека за век! Но с первых минут общения поняла, что не хронология важна, а его мысли, суждения. Ничего не захотелось додумывать, ни подтекст в его простых словах искать.
- Много говорить не буду. Не привык и не умею, - сразу расставил все точки над «i» мой собеседник.
Детство отца Никона пришлось на переломное для России время: Октябрьская революция, коллективизация, раскулачивание.
- Помню, отец запряг лошадь, короб на задок привязал, в коробок овечек посадил и все свез в сельсовет. Мы на хуторе жили, хлеб хорошо родился, по сто пудов каждый год государству сдавали. А потом как не стали давать сеять, пришлось в деревню переехать.
- Так Ваша семья из зажиточных была? – тут же делаю вывод. Ох уж эта наша вечная привычка всему давать оценку.
- Не знаю…Работали…Тятя сапожником был, мама – по хозяйству.
- А как и когда к вере пришли? – спросила и тут же поняла, что глупость сморозила. Непонятен отцу Никону мой вопрос. С верой в душе и рождались, и жили, и уходили в мир иной.
До Великой Отечественной войны отец Никон успел поработать сапожником в артели «Вперед» и на Кунгурском машзаводе. В 42¬ом его призвали на фронт. Всю войну он прошёл обычным солдатом¬миномётчиком.
- И вот что мне было интересно, миномет на фронте заряжал теми же снарядами, которые до армии на машзаводе делал. Вот как оно в жизни бывает.
После войны, отец Никон вернулся в Кунгур, в родную артель. А спустя одиннадцать лет решил стать пономарем во Всехсвятском храме.
- Отец Никон, как решили монашество принять? – спрашиваю, испытывая смешанное чувство бестактности и журналистского любопытства.
Посмотрев на меня пристально, отец Никон открывает потертую рукописную книгу и, молча, тычет пальцем в запись «5 апреля принял монашество 5 октября Никон». От дальнейших расспросов я воздержалась.
комментариев