Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию размышления благочинного храмов Кунгурского округа протоиерея Олега Ширинкина, которые появились у него после встреч с родителями и преподавателями.
Это те конкретные шаги, которые предлагает Русская Православная Церковь и Министерство образования РФ по исправлению духовно-кризисной ситуации в обществе.
За последние 25 лет в жизни россиян произошли глобальные перемены. Если бы наши деды и прадеды, которые были современниками советского периода, восстали из своих могил, то они с трудом узнали бы потомков в своих внуках и правнуках. Так изменились их речь, их внешний вид, их нравы, обычаи, образ жизни. Даже города и селения и весь внешний уклад быта.
Наступило время, когда с необычайной легкостью меняются мнения, мировоззрения, вкусы и наклонности людей. Именно такое время переживаем мы сейчас. Что вчера было запретным, преступным, то сегодня не только дозволительно, но и похвально.
Несчастное время! Несчастные люди…
Если этой изменчивости нет противовеса в чем-то вечном и неизменном; если временное застилает от духовных очей вечное, а земное подавляет небесное, то наступает распад неразложимого и вечного ядра, на котором тысячелетиями держался российский национальный характер. Есть огромное желание надеяться на то, что такое забвение о Вечном будет у нас случайным и кратковременным.
Да, действительно, мы живем в то время, когда со всей наглядностью очень четко видна духовная беспризорность наших современников, ибо она является болезнью нашего века. Духовная беспризорность поразила всех без разбора: мужчин и женщин, детей и стариков, интеллигенцию, рабочих и крестьян. Она не ведает ни национальных, ни этнических, ни каких-либо других границ.
Суть духовной беспризорности такова, что человек не может ощутить себя как богоподобное существо, сотворенное творцом по образу и подобию Божию, так как такой человек Бога не признает. Если Бога нет в жизни, значит шире дорога к порокам. И как следствие это и происходит с человеком, что кроме материальных выгод, наслаждений и развлечений, даже если эти «удовольствия» не удовлетворяют, ведь другого он не знает, человек погружается в состояние невежества. Невежество – вот первая важнейшая характеристика духовной беспризорности.
Вторая наиболее важная характеристика духовного беспризорства – когда человек утрачивает смысл жизни. Для религиозно настроенного человека, призванного жить вечно, единственной ценностью является нетленная душа, которая не умирает, а лишь по смерти разлучается с телом, как своим временным пристанищем. Все остальное, чем мы обладаем, так кичимся, будучи на земле, всё обратится в прах. Итак, если идея вечности исчезает, то человек становится земным, и страх Божий у него пропадает. Получив «свободу» от совести, он ее превращает во вседозволенность, живя и следуя врожденным инстинктам. Ему уже не надо ползти вверх, совершенствуясь в добродетелях, он подчас предпочитает с ускорением катиться под уклон, что и происходит. Наш соотечественник К. Аксаков писал: «человек, совлекший с себя образ Божий, неизбежно лишится и образа человеческого, и возревнует об образе зверином».
Напрашивается вывод, что духовная беспризорность является болезнью, которая не знает стабильного состояния. Она непременно, непрерывно неумолимо-ускоренно развивается, разрушая изнутри всю Божественную личность своего «носителя». И не важно, как выглядит тело, насколько оно упитано, благополучно, социально устроено. Внешнее не мешает совершиться тому факту, что душа загоняется в темницу, где начинает страдать и загнивать.
Можно сделать нелицеприятный вывод, обращаясь к современности. Канул в лету социалистический строй, и весь постсоветский период. Вот уже 25 лет Россия переживает духовно-нравственный кризис. Очень быстро демонтировали идеологическую систему социализма и стали поспешно копировать американские и западные формы жизни. И в конечном счете все это привело к тому, что стали стремительно разрушаться традиционные ценности, представления, моральные установки и нормы. И ныне наше Отечество занимает первые места по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации. Итак, план Аллена Даллеса осуществить удается. В свое время он писал: «окончится война, всё как-то утрясется, устроится. И мы бросим всё, что имеем – всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны... и лишь очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».
К месту вспомнить слова Христовы из Евангелия от Луки: «Не бойся, малое стадо,..» (Лк. 12,32). Ибо только с Богом в своей жизни, мы все, объединившись в соработничестве: светские и духовные власти, родители, школа и дети можем противостоять уничтожению России, сохраняя свою верность великим нравственным ценностям, становясь неравнодушными в деле духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей, твердо помня, что сегодня это дети, а завтра – народ, то будущее у народа может состояться. Глобалистский эксперимент можно будет закопать, как наш русский народ закопал идею фашизма и неоднократно срывал планы по мировому господству глобалистов.
По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в школах появился новый комплексный курс – «Основы религиозных культур и светской этики», который включает в себя шесть модулей. Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные) – светская этика и основы мировых религий. Выбор предмета – законное право родителей. Уже сейчас можно сказать, что одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети, родители, учителя начали обсуждать его содержание, говорить о морали, нравственных ценностях человеческой жизни.
Подробно остановимся на предмете «Основы православной культуры»
Первым аргументом в пользу преподавания ОПК в школе является обоснование этических норм.
Вторым в этом вопросе является необходимость укрепления национальной идентичности.
Третья объективная необходимость заключается в преодолении религиозного невежества и духовной беспризорности.
В-четвертых, Церковь не может не волновать положение, в котором оказался учебно-воспитательный процесс в школах в условиях мировоззренчески-этического вакуума.
Святейший Патриарх сказал: «Мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить».
Назначение предмета «Основы православной культуры» является скорее в междисциплинарном свете как синтез культурологии и богословия.
Так неужели сейчас мы, в России живущие, упустим, пусть небольшой, но всё же шанс предоставить своим детям возможность идентифицировать свою национальность, осознать историю своей страны?
Уроки «Основ православной культуры» позволят детям ощутить свою причастность к великой русской культуре, и став её наследниками, нести в века звание России как великой державы!
Отсюда – элементарнейший вывод: ОПК целиком должны быть преподаны нашим детям. Основы той культуры, без которой не могут быть поняты не только Пушкин, Толстой и Достоевский, но и Лобачевский, Павлов и Менделеев. Поэтому, верующие и неверующие родители и учителя, наша задача – ввести детей во Храм лучших образцов отечественной куьлтуры. Какой выбор сделают дети – зависит от множества условий, в том числе и от нашей мудрости.
Случилось так, что в 1918 году партия большевиков отделила церковь от государства, но русская история наилучшим образом доказывает, что церковь никогда не была оторвана от государства, никогда не отстранялась от судеб народов. Пусть не говорят, что идет слияние церкви и государства. Лучшие умы России говорили о неслиянно-нераздельном единстве государства и церкви, такие как Иван Ильин, Николай Лосский, Лев Тихомиров, Иван Киреевский и другие.
«Церковь обо всем должна иметь свое суждение, мерилом которого является не закон или законодательства человеческие, но Закон Божий и Царство Бога Живаго» – писал наш современник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). В этом заключается учительная власть церкви, от которой никто её не освобождал и освободить не может. Это то служение, к которому церковь призвал Сам Господь.
Реальные же плоды преподавания нового предмета в школе станут заметными по истечении времени, когда остынут страсти, и обществу станет ясен положительный и даже определяющий вклад православной веры в формирование и сохранение национальной идентичности россиян, что будет иметь положительные социальные последствия, и будет способствовать улучшению нравственного климата в российском обществе. Но произойти это может только тогда, когда мы все вместе, активно, в соработничестве, будем на деле каждый день подтверждать и утверждать неравнодушие к своей внутренней составляющей и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
комментариев