В ДК Машиностроителей, который год назад переехал в здание старого роддома в Кунгуре, открылся первый в городе акробатический кружок. За короткое время личность его руководителя Ирины Голициной обросла слухами и легендами. Мы решили познакомиться с неординарной женщиной.
Светлана ПЕРМИНОВА / Кунгур/ фото автора/
С дисциплиной во главе. Так случилось, что на назначенную встречу я явилась за полчаса до оговорённого времени. В щёлочку приоткрытой двери разглядела совсем юных, лет 3-5, начинающих акробатов. И их педагога, миниатюрную, но крепкую, энергичную женщину-девочку. Она, похоже, тоже заметила мой любопытный глаз. Стыдливо метнувшись к информационному стенду, я уткнулась в Устав акробатического кружка, по иронии, в тот самый пункт, где сообщалось, что ребятня должна являться на занятия не ранее чем за 10-15 минут до их начала. Резюмирует Устав безапелляционный пункт: «Для детей и родителей, не согласных с настоящим Уставом, обучение в акробатическом кружке считается невозможным».
Подгоняемая доносящимися из-за дверей зала короткими, звонкими командами, отдаваемыми малышне тренером, я поспешила ретироваться. Усевшись в дальнем уголке коридора и взглянув в окно, я обнаружила, что вид мне до боли знаком: у этого самого подоконника три с половиной года назад я корчилась в схватках, тоскующим взором глядя на улицу…
Но даже здесь, на приличном расстоянии, я слышала практически каждый звук: вот кто-то из малышни пошалил – тренер жёстко отчитала нарушителя дисциплины, а потом и бабушке, встречающей внука после занятий, доложила, что малыш был наруган и наказан.
И вот пробираюсь в зал. Хотя зал – слишком громко сказано: обычная больничная палата 5х5, которую, насколько, видимо, позволяли средства и умения, как могли, пытались превратить в тренажёрный зал. Весьма и весьма отдалённая схожесть помещения с настоящим залом для занятий акробатикой, судя по всему, не является помехой ни для 60 маленьких спортсменов, ни для их тренера.
«Человек всё может!» Итак, занятия со старшей группой «Апельсинов» 7-12 лет начинаются. С первых секунд понятно: здесь работает настоящий педагог. Перед предстоящей разминкой мышц и связок тела – разминка для мозгов. Настройка воли и духа. Педагог краток: сегодня многих не хватает на занятии – значит, у них не хватило воли превозмочь боль и усталость. А сила воли – это то, что делает нас людьми.
Вы слышали стоны превозмогающих боль и обливающихся потом детей? Видели ли вы, как кусают губы семилетние мальчишки, чтобы не вскрикнуть? Вы когда-нибудь наблюдали, как мелко-мелко дрожат от напряжения маленькие ножки, но тянут-тянут носочек, повинуясь команде тренера?
В этой команде маленьких бойцов виден уровень подготовки каждого. Вот две хрупенькие девчушки овладели техникой: каждое движение грамотно, на личиках максимальная сосредоточенность. Не пикнули, даже когда тренер навалилась, согнула в три погибели, растягивая тонкие связочки. А вот два мальчугана, по всему видно, пришли в кружок недавно. Порывистые и угловатые, горбят спины, подгибают колени, но как стараются! И оттого, что не всё получается – дикое упрямство на раскрасневшихся лицах. И чем сильней усталость, тем жёстче и упрямей стискивают зубы.
А педагог подгоняет-покрикивает, безжалостно убыстряя темп. Но следит зорко: подойдёт к отчаявшемуся, тряхнёт волосами, улыбнётся белозубо и парой слов обратит страдания в шутку. И каждую победу своих подопечных над собой комментирует: «Кто говорил – не могу? Человек всё может!»
Дети как дети. Длившиеся, казалось, вечность 30 минут непрерывной прокачки-растяжки окончены. Начинается изучение нового: кульбиты простые, усложнённые… Вот оно, детство, - ещё 5 минут назад измождённая ребятня, казалось, была на последнем издыхании. И вот уже кто пританцовывает, кто дурачится. А тренер должен с каждым отработать технику трюка, одновременно не пойми каким зрением следя за остальными 11 сорванцами, усердно пытающимися свернуть себе шеи. Признаться, зрелище не для слабонервных.
Наконец, занятие близится к завершению. Построение, краткое напутствие тренера – всё, домой!
Мы остаёмся вдвоём с удивительной, неоднозначной женщиной-девочкой, Ириной Валентиновной Голициной.
Человек-оркестр. С первых же минут разговора с Ириной понимаю: называть её по имени-отчеству язык не повернётся. Это как у журналистов, ну, или как у звёзд…
Улыбчивая, подвижная, яркая даже в повседневном спортивном костюме, Ирина Голицина – звезда. В каждом повороте головы, в каждой улыбке, блеске глаз – уверенность в себе. Я не знаю, как должны выглядеть типичные акробаты, но, чувствую, Ирина выглядит именно так.
Ирина Валентиновна, педагог по образованию, акробатка по призванию, родилась и большую часть жизни прожила в Магнитогорске.
- С 1-го класса в течение 15 лет я занималась в цирковом коллективе «Юность» под руководством Г.П. Наливайко. Это была большая школа для меня. Тренировали нас тренера международного класса. Когда выпускались, казалось, будущее предначертано – поступление в цирковое училище. Но преподаватели сразу предупредили: «Цирковое вам ничего не даст – вы уже всё умеете, всё знаете!»
За плечами у Ирины годы гастролей по стране и за рубежом. И хотя она называет своей специализацией прыжковую акробатику, в цирковой программе у неё было 12(!) номеров. Среди них воздушная гимнастика, эквилибр, кордебалет, трюки на корд-де волане, эксцентрика… Ирину так и называли: «палочка-выручалочка».
Ирина лауреат Ленинского комсомола, дипломантка всевозможных конкурсов цирковых артистов, мастер спорта, обладательница гран-при в оригинальном жанре.
-Я хочу подчеркнуть: я не циркачка, я – артистка цирка. У меня, можно сказать, сталинское воспитание от мамы, от моих педагогов. Для нас, цирковых артистов, цирковая арена – алтарь. Сидеть на бортике манежа да ещё спиной к арене или шалить на манеже – немыслимое кощунство.
Арена – мой воздух. Такое же трепетное отношение к цирковому искусству я стараюсь привить своим воспитанникам.
Безбашенная артистка. Такое определение даёт себе Ирина. Но только такими и бывают настоящие звёзды.
Она не боялась высоты, не боялась смерти. Эта самоуверенность и сыграла с ней злую шутку. Не признающая страховочных тросов артистка сорвалась с высоты. В результате падения получила переломы позвоночника, кровоизлияние в мозг, была сломана вся левая половина тела. Доктора в лучшем случае прогнозировали инвалидную коляску.
Но Ирина не зря носила гордое звание звезды: из бездвижного положения лёжа встала на ноги, минуя инвалидное кресло. Занималась по системе своего коллеги, другого известного циркового артиста, Валентина Дикуля. «Я боролась не за жизнь, за 4-летнюю дочь», - говорит Ирина.
Восстанавливаться после травмы Ирина уехала в Турцию – в то время, 20 лет назад, это было возможно только там. 2 года она безвыездно жила на турецком берегу, зарабатывая на жизнь танцами.
Акробатика – это математика.
- У меня бочка всего! Так и столько всего хочется дать! Почему наши педагоги настаивали против циркового училища? Всё просто: не существует ни одного учебника, не прописано нигде, КАК выполняется тот или иной трюк. Трюковая система отрабатывается на себе, и у каждого циркового артиста она – в голове.
Акробатика – это фундамент циркового искусства. И построена она на физике, алгебре и, главным образом, на геометрии.
Я преподавала акробатику в Магнитогорске 17 лет. Это 7 выпусков с 7 до 25-30 лет. Многие мои ученики стали обладателями дипломов, гран-при… Звездить не разрешала, но и с Магнитки отправляла – человек должен расти.
Дочь Настя выросла, уехала в Москву, а Ирина вдруг ощутила одиночество. В соцсетях познакомилась с мужчиной из Кунгура. Вскоре новый знакомый нанёс дружественный визит в Магнитогорск.
- Видный, знающий себе цену, он сразу заявил, что переезжать не намерен и вообще, женат на своей работе. Ну-ну, - подумала я, - ты ещё меня не знаешь!..
Сейчас, когда Ирина, окончательно перебравшись в Кунгур, без особого труда нашла работу, глава молодой семьи нет-нет да спросит недоумённо: «И всё же, кто на ком женат и кто за кем замужем?» Потому что занятия у Ирины заканчиваются после 21.00.
Кунгур – город детей. - Кунгур – потрясающий город: воздух, сосны… Здесь я оздоравливаюсь.
И дети здесь другие, неизбалованные, что ли. Но, с другой стороны, я не встречала нигде, кроме как в Кунгуре, детей, так умело манипулирующих родителями.
А как педагогу мне особенно приятно работать с кунгурскими детьми: они как пластилин, их не надо переучивать, переделывать (это самое сложное), что вылепишь – то и будет. Моя фишка – доводить технику до совершенства. Я никогда не выведу на сцену недоученного ребёнка.
А способности к акробатике есть абсолютно у каждого: это наше тело, и овладеть им способен каждый независимо от возраста. Главное – сознание, его готовность и открытость. Всегда так: нашёл понимание трюка тренером, увидел, запомнил, воспроизвёл. Люблю, когда ученики превосходят меня – это значит, я научила главному.
И второй момент. В родном городе я действительно купалась в славе. Это доставляло некоторые неудобства. А здесь меня не знают. Честно: я радуюсь, что занята любимым делом. Здесь я – просто человек. И я этому рада!
комментариев