15 ноября по всей России часть большегрузных фур встала на вынужденный простой - для автомобилей свыше 12 тонн введена система «Платон», что означает: «Плати за тонну». Это первый для России опыт взимания платы с большегрузного транспорта за проезд по федеральным трассам.
Светлана ПЕРМИНОВА, фото автора
Кому поможет «Платон»? Система «Платон», по замыслу создателей, должна решить, по крайней мере, одну российскую беду.
Как сообщается на сайте Федерального дорожного агентства, сборы с большегрузов составят около 40 млрд руб. в год, что позволит к 2019 г. привести в нормативное состояние федеральные автотрассы. Там же приводятся расчёты: по статистике, ущерб от проезда одной тяжеловесной фуры сопоставим с уроном дорожному покрытию от 40-50 тыс. легковушек.
По подсчётам Росавтодора, на восстановление дорог государство тратит 1 трлн руб. ежегодно, тогда как ущерб, наносимый большегрузами, оценивается в 2,6 трлн руб. в год. На конец 2014 г. в России насчитывалось чуть более 40 млн легковушек, грузовиков-тяжеловесов – 1,5 млн. Это значит, что пополнение дорожного фонда происходит в основном за счёт владельцев легковых автомобилей.
Система «Платон» - метод пополнить дорожный фонд не из государственного кармана. А из чьего?
Как работает Платон? Возможны 2 варианта оплаты проезда по федеральным автотрассам. И в том, и в другом владельцу автомобиля с разрешённой массой свыше 12 т. нужно зайти на сайт http://platon.ru и зарегистрироваться.
Вариант первый: установка бортового устройства. Владелец большегруза отправляет на предоставленную электронную почту сканы необходимых документов (ИНН, свидетельство о регистрации ИП, паспорт, ПТС), мы сейчас говорим о частниках. У кого нет расчётного счёта в банке, необходимо им обзавестись.
По обещанию разработчиков, через несколько дней в большегрузе будет установлено бортовое устройство, которое отслеживает и ведёт учёт пройденного пути на основе данных ГЛОНАСС/GPS. Это же устройство рассчитывает пробег фуры по федеральным трассам.
Надо отметить, что установка бортовых устройств действительно бесплатна, как и обещали разработчики. В Кунгуре офисов по установке оборудования пока нет, поэтому специалисты приезжают из Перми. Все работы по установке бортового устройства занимают не больше часа. Но: внимание! Абонентская плата за обслуживание бортового устройства составляет 500 руб. в месяц – об этом в СМИ почему-то не рассказывают.
Вариант второй, более простой: водитель оформляет в системе маршрутную карту, указав только госномер автомобиля и заданный маршрут. Оплату можно провести электронным платежом (телефон, интернет, банковская карта, терминал) и тут же отправляться в путь.
В период 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега транспортных средств свыше 12 тонн по тарифу 1,5293 руб./км. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.
Введена система штрафов за поездки без внесения платы: на водителя - 5 тыс. руб.; на ИП – 40 тыс. руб.; на юрлиц – 450 тыс. руб.
Повторное нарушение: ИП – 50 тыс. руб., юридические лица – 1 млн руб.
«Платон мне друг..? Массу волнений вызывает теоретическое удорожание товаров. Объективно: ни хлеб, ни мясо, ни молоко в Кунгур фурами за тысячи километров не возят. Большегрузами доставляют продукты питания, как правило, сетевики. Но они, раз – обещают не повышать цен, два – путём несложных математических вычислений можно рассчитать, что при том объёме продукции, который способен перевезти большегруз даже за несколько тысяч километров, цена отдельно взятого товара увеличится на копейки.
Однако это в теории. Законы разума в России не работают. Опять же – кто будет платить в дорожный фонд на самом деле?
…но истина дороже» Крупные компании, занимающиеся грузоперевозками, вряд ли понесут существенные убытки. Вся тяжесть дорожного бремени ляжет на водителей-частников.
Андрей Петрович, г. Кунгур, водитель и собственник автомобиля с максимальной разрешённой массой 20 тонн:
- Я занимаюсь грузоперевозками много лет, не новичок, так скажем. В 2012 г. купил фуру за 800 тыс. руб. плюс прицеп за 400 тыс., залез в кредит. По моим расчётам, отбил бы их лет за 5. Но даже и без этого «Платона» уже не выходит отбить.
Поскольку я не оформлял ИП, рейсы по стране мне предлагают диспетчерские компании, которые завязаны как раз на поиске таких, как я, частников. Эти компании являются как бы посредниками между водителем большегруза и фирмой, откуда нужно доставить груз.
Мне звонит диспетчер, называет маршрут и его стоимость. Моё дело соглашаться или не соглашаться. Если ещё 3 года назад доставка груза из Кунгура в Екатеринбург стоила 18 тыс. руб., то сегодня – всего 14 тыс. руб. Из них 4 тыс. руб. на топливо. Ввели «Платон» - минус ещё, грубо говоря, 1 тыс. руб. Случись что в дороге, я несу за груз материальную ответственность, потому что все документы оформлены на меня.
Я спрашиваю диспетчера: «Почему у вас расценки-то падают, когда топливо растёт?» А они: «Ну, вы понимаете, сейчас вся страна на коленях…»
Подозреваю, что на коленях в конечном итоге останемся мы. Прицеп к фуре я уже выставил на продажу…
Дураки и дороги. Ясно, что конечной целью, по которой бьёт система «Платон», станут водители-частники, которые не платят налогов. Впрочем, по зарегистрированным мелким предпринимателям она стукнет не меньше. Да и не бывает так, чтобы в одном месте прибыло, а в другом не убыло.
По сообщению пресс-службы Росавтодора, по итогам первого дня работы системы «Платон» в федеральный дорожный фонд поступило 35 млн руб. Прошли регистрацию более 65 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тыс. автомобилей.
Сегодня работает 20 контрольных рамок в Московской и Калужской областях. Ещё 461 рамка будет построена в следующие 20 месяцев. На федеральных трассах общей протяжённостью 50774 км работают 100 автомобилей мобильного контроля.
комментариев