В этом году житель Кунгура Август САВИНКОВ отметил 75-летний юбилей. Если б не залёгшие от носа к уголкам рта морщины, - их ещё называют морщинами улыбки, - на пенсионера не похож.
Светлана ПЕРМИНОВА, Кунгур, фото: Елена ТЕПЛЯКОВА
Августа САВИНКОВА, прогуливающимся или размеренно вышагивающим, не увидишь. Передвигается исключительно трусцой, реже – вприпрыжку, если куда далеко – на велосипеде. В стремительных, нервных движениях – он весь.
Августа Савинкова, а для меня просто дядю Августа, я знаю более 30 лет. Он отец моей единственной настоящей подруги Людмилы. Да и жили мы в одном доме, так что поневоле я была в курсе всех свершений и достижений этого удивительного человека.
Убегая от инвалидности. Мне было лет 5-6, когда красавец-мужчина, весельчак и немножко повеса, на зависть дворовым мужичкам обладатель собственного авто, внезапно слёг, парализованный сумасшедшими болями в позвоночнике. Вердикт врачей стал приговором: инвалидность. А корсет, тросточка и лекарства – его друзья на веки. В 40-то лет!
Рассвирепев то ли на врачей, то ли на свои болячки, дядя Август сполз с постылого жёсткого лежака… Ну, как сполз… Для начала требовалось из колоды стать обратно человеком. Скрежеща зубами, обливаясь холодным потом, временами взвывая от боли, но вернул подвижность рукам-ногам. А после взялся за позвоночник. Битва кто - кого закончилась полной капитуляцией последнего. Усмирив болящего, мстил ему страшно: чего только не выделывал на перекладине и брусьях. А чтоб никакая болезнь не догнала, побежал. Утром раненько кроссик 10-15 км, да вечером столько же… До сих пор бегает. Правда, без фанатизма, километров с пяток, когда лень – тремя обходится.
Вперёд, за рекордами! Как-то незаметно все во дворе привыкли к виду пробегающего дяди Августа, на его обнажённом рельефном торсе играли лучики солнца. Или капли дождя, или таяли снежинки… Иногда он с азартом мальчишки состязался с дворовыми пацанами в «десяточку»: так, поразмяться. Да чтоб молодёжь не зарывалась.
А потом только мелькали грамоты-медали за победы в соревнованиях самого различного ранга: областных, всесоюзных, марафонах, сверхмарафонах, забегах, заездах на велосипеде… Видимо, искал свою вершину, свой пик. Нашёл: решил стать «железным». 15-тичасовое испытание нон-стоп: заплыв на 4 км, велосипедный заезд на 179 км и под занавес сольного выступления марафонская дистанция 42 км - это триатлон, или спорт «железных». Их, к слову, по всей стране едва ли набиралась сотня. И вот летом 1988-го 49-летний дядя Август уехал на соревнования просто Августом, а вернулся Железным Августом. Единственным на весь Кунгур.
«Разверни меха, гармошка…» (песня бабок-ёжек). Насколько крепок духом дядя Август, настолько он тонок душой. Величайший эстет. «Играл на баяне ещё в школе, потом забросил, лет 30 не играл, - рассказывает. - За гармонь взялся уже в зрелом возрасте». И то помню, мы были уже подростками, дядя Август в то время работал в техническом сооружении в двух шагах от дома. Не бежал (напомню, пешком, как все нормальные люди, он передвигаться не умеет), а летел на работу. Подозреваю, что там была порвана не одна гармонь. На протяжении всего суточного дяди Августова дежурства из-за кирпичных стен доносились то бравурно-пафосные, то задорные, то плачущие наигрыши терзаемой гармони. Наступила эпоха овладения инструментом.
Почему гармонь, а не баян, который знал сызмальства? «Баяном никого не удивишь, - отвечает. – У меня цель – показать технические возможности гармони. На ней ведь не каждое произведение сыграешь. Тот же «Полёт шмеля», например. Не хватает в гармони, грубо говоря, 2-х нот. Вот эту нехватку и призван восполнить гармонист виртуозностью исполнения».
«Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (Б. Пастернак) Не будь дядя Август собой, если не докопается «до сердцевины» своего увлечения. Переложил в простейшем изложении композиции для гармони. Всего более тысячи нотных обработок. Намеревается оцифровать их. Говорит, кому понадобится, рад поделиться. Потрясает непонятной мне деревяшкой с рядами железок: «Сожалею, что не научился тонкостям настройки баянов и гармоней. Сейчас до всего приходится самому доходить, заново велосипед изобретать. Настоящие-то мастера настройки свои хитрости не выдают. А я вот тыкаюсь, ищу методы звучания язычков, постигаю все тонкости. Пристрастился, в общем, к настройке. А отремонтировать или собрать баян – это я на раз».
Ну, и само собой, как без побед? Дядя Август неоднократный призёр-дипломант-лауреат различных музыкальных конкурсов. Дважды ездил на фестиваль имени Заволокина.
Иногда я думаю, что дядя Август чуть опередил своё время. Родись он лет на 30 позже, - давно ходил бы в олигархах. А во времена бытности уголовной статьи за тунеядство, ему приходилось числиться на предприятиях в какой-нибудь неказистой должности, по факту зарабатывая любимым делом – рисованием. В свободное время ремонтировал бытовую технику, держал даже как-то телевизионную мастерскую с подмастерьем.
Подмастерье тот с подвальной телемастерской хорошо стартовал. Круто.
«Важно быть на все руки мастером, - говорит дядя Август. – В доме я могу собрать сам всё: начиная с унитаза, заканчивая телевизором. Очень я щепетильный».
А я никогда не забуду: зашла утром за Людмилой в школу. Стою в тесном коридорчике, а дядя Август говорит: «Так ты, Света, присаживайся, не стой, - и показывает мне на здоровенный телевизор, стоящий в прихожей, - Садись на телевизор». И сам смеётся.
«Не нужен мне берег турецкий…» Цикл фоторабот Августа Савинкова с говорящим названием щемит сердце. Каждая фотография – шедевр. За каждой работой рисуется образ не фотографа – художника. Вот здесь он не иначе как лёг на землю, чтобы поймать удачный ракурс. А для другого кадра, пожалуй, повис над обрывом. А ради следующего надо было зависнуть в прыжке… Я как-то не сомневаюсь: «железный» Август и не на такое способен. Надо ли говорить, что Август Савинков и здесь, в различных фотоконкурсах, фотокроссах неизменный лауреат-дипломант-призёр. Фотографии, кстати, нигде не учился, на вопрос о законах жанра смеётся, счастливчик. Ведь практически каждая его фотография, сделанная по наитию, - готовое руководство по правилам фотографии для начинающих.
- Я об одном сожалею – не нашёл я себя, своего призвания. Оно близко к фотографии, но – не то. Наверное, это живопись. Не понимаю всяких там абстракционистов, с их ушами на лбу... Самое безобидное – это природа. Она не изменяется. Ещё старые деревянные дома – как памятник исчезающей уральской архитектуры. Выдались вот первые солнечные дни – побежал снимать. Да не по одному разу на дню сбегаешь – игру света надо поймать. (Бегает километров так за 10 в один конец – прим. Авт.). Жена, Нина Михайловна, ругается – дома работа стоит, а я всё равно бегу».
Такой вот эпохальный человек дядя Август. Соглашается с мыслью, что жизнь его похожа на цепь увлечений-достижений-новых увлечений. Талантливый художник, профессиональный спортсмен, кандидат в мастера спорта, музыкант, фотохудожник, мастер бытовой аппаратуры, шахматист-любитель. Продвинутый пользователь ПК: сканирует, оцифровывает, фотошопит всё, что душе угодно. В скором времени вот настройщиком гармоней заделается – с него станется.
За громадьём дел и планов походя отмахнулся от страшного диагноза – онкология: «Тьфу ты! Гадость какая!» Болезнь подумала-подумала, развернулась и ушла. Оно ей надо – связываться с такими невнимательными, вечно занятыми да ещё и железными?
комментариев