К 105-летию железной дороги Пермь-Екатеринбург. Как всё начиналось. В связи со строительством Горнозаводской железной дороги в конце ХIХ века значение Кунгура как крупного экономического центра стало падать.
Инженерные изыскания по поводу строительства железной дороги на Екатеринбург велись уже в 1902 году. Кунгурская городская Дума неоднократно выходила с ходатайством в Пермскую городскую Думу и Пермский биржевой комитет о проведении железной дороги именно через Кунгур. Была избрана специальная комиссия, которая призвана была вести все дальнейшие дела и переговоры по поводу строительства дороги. В нее вошли: М.М. Грибушин, С.М. Грибушин, Я.А. Колпаков, Г.И. Ковалев, Н.А. Пономарев, С.Л. Сартаков, И.Е. Черноусов, В.А. Юхнев, Ф.Ф. Скурский, А.В. Хвастунов и председатель Земской Управы И.З. Тихонравов. Членом комиссии Ф.Ф. Скурским были составлены докладные записки, Дума единогласно одобрила их редакции, при этом "выразила желание и готовность, что если железнодорожная станция будет устроена близ черты города, то потребное для станции количество земли будет отведено городом безвозмездно”.
27 февраля 1903 года Кунгурская городская Дума на своем заседании слушала доклад городской Управы о необходимости поездки в Санкт-Петербург представителей г. Кунгура для ходатайства о проведении железной дороги через Пермь и Кунгур, далее на Екатеринбург и Курган. Дума решила принять расходы на поездку на городской счет. В состав делегации вошел инженер путей сообщения А.Г. Агеев (он отправлялся в поездку за свой счет) и городской голова А.А. Малиев. 19 марта они официально были представлены начальнику железнодорожного транспорта при Министерстве Финансов, Действительному Статскому Советнику г. Циглеру как представители г. Кунгура в правительственной комиссии по вопросу проведения железной дороги.
20 марта в ж/д департаменте состоялось заседание комиссии. Секретарь изложил положение вопроса, где было указано на то, что при проведении дороги преследуется две задачи: удовлетворение местных интересов и улучшение общего транзита грузов, причем предпочтение отдается последнему. Для обсуждения было два варианта железной дороги: северный – Чапца-Кунгур-Екатеринбург-Шадринск-Курган, и южный – через Осу вместо Кунгура. После того как члены комиссии ознакомились с данными инженерных изысканий 1902 года, выяснилось, что северное направление дешевле южного на 9 млн. рублей и короче на 23 версты.
Представителей Екатеринбурга и Шадринска интересовал участок дороги от Екатеринбурга на восток, западное направление интереса у них не вызывало. Основные дебаты разгорелись между представителями северного и южного направления. Вопрос о строительстве железной дороги для Кунгура равносилен вопросу "быть или не быть”. Представителям Кунгура были заданы вопросы: "Откуда получают грузы и останутся ли они в распоряжении дороги, будет ли их количество возрастать?” А.А. Малиев пояснил, что все грузы: канаты, хлеб, овес, чай, строительные материалы, мануфактура пойдут по железной дороге, количество их будет возрастать.
О необходимости строительства железной дороги через Кунгур была помещена статья в газете "Российские ведомости”.
23 июня 1904 года вопрос о строительстве железной дороги был решен под председательством Его Императорского Величества. Направление дороги Пермь-Заимки Пермской железной дороги через Кунгур на Екатеринбург. Общая оценочная стоимость дороги была утверждена Государственным Советом в 1906 году и определена в общую стоимость 34 622 149 рублей.
Лариса ЕЛТЫШЕВА, заведующая отделом истории Кунгурского краеведческого музея
комментариев