Как праздновали Пасху в старинном Кунгуре. Наиболее значимы в великопостные дни были Вербное воскресенье и Великий, или Чистый четверг на последней, Страстной, неделе.
Веточки вербы освящали в церкви. Дома клали на божницу. Считалось, что веточки вербы, передавали всему живому своё здоровье, силу и красоту. А также защищали дом от беды. Распространённым был обычай ударять вербой друг друга: сила вербы должна была передаться тому, кого бьют: «Верба хлёст, бьёт до слёз, верба бела бьёт за дело (до тела)». Вербные базары – ещё одна особенность этих дней.
Разнообразными обрядами был отмечен Великий четверг. В этот день обязательно делали уборку, мыли детей и мылись сами. Калили соль в печи, потом клали эту Четверговую соль к иконам. Считалось, что она будет полезна и при лечении, если кто захворает. Скотине давали, «чтоб не урочилась». Кто на суд шёл, солью посыпал, чтобы детей в тюрьму не посадили.
С четверга на пятницу начинали готовить тесто для куличей. В пятницу и субботу красили яйца. Потому Страстную субботу называли ещё и красной. Считалось, что пасхальное яйцо, – главный символ Пасхи, - способно защитить дом от пожара, остановить град, отвести грозу.
Бытовали и игры с яйцами: к примеру, катание яиц. В Прикамье чаще всего катали с горки. У кого дальше укатится, тот и выиграл. Традиционным пасхальным развлечением были качели. Они были почти в каждом дворе и на центральной площади города. Девушки качались на них и пели песни: «На святой неделюшке/ Повесили качелюшки/ Сначала покачаешься/ Потом и повенчаешься…».
В Пасху ходили с визитами. Принято было поздравлять всех знакомых. Стол пасхальный накрывался утром и стоял до вечера. На нём, кроме куличей, яиц и творожной пасхи, было множество блюд и напитков. На самом богатом до 48 – по числу дней Великого поста!
И вся пасхальная неделя сопровождалась колокольным звоном, поддерживая радостное праздничное настроение!
Наталья ШИХВИНЦЕВА, зав. библиотекой Кунгурского музея-заповедника
комментариев