ЛЕГЕНДЫ моего села: В переводе с татарского «таш куыш» - «каменный» человек. А жили эти люди на Кунгурской земле. Да и сейчас живут. Так в Казаево говорят. Эта легенда родилась у потомков тех самых «каменных», или «белых» людей в селе Казаево Кунгурского района.
Гульнара ХАСАНОВА, жительница д. Казаево Ергачинского сельского поселения Кунгурского муниципального района:
- В начале XX века жили некие Иванов и Потапов в наших местах. Очень любили они мальчишками по ожерелью гор, что окружают поселок плотным кольцом, бродить. Уйдут, бывало, с утра и только к вечерней зорьке возвращаются домой. Матери поругивали любопытных и свободолюбивых мальчишек.
И вот однажды отправились ребята на Хохлову гору, что рядом с железной дорогой. Поднялись они на Хохловку земляники собрать - ее на той горе было видимо-невидимо. Так добрались до вершины Хохловки. Притомились друзья. День был жаркий. Разморило путешественников. Легли они на траву и задремали.
Вдруг один из ребят сквозь сон услышал, будто кто-то подкрался к нему. Открыл глаза, а перед ним женщина стоит. Отвернувшись, перебирая что-то в руках, неизвестная лепетала что-то, не разберешь. Парень хотел спросить, кто она, но язык словно окаменел. Только в голове пронеслось: «Колдунья!» Подумал - и словно в песок превратилась та женщина. Песок белый-белый. А где стояла, трещина образовалась, из которой будто лился луч света. Понял парень: чем-то манят глубины те.
С тех пор неизвестная еще не раз являлась Иванову. Как ни явится, все подсказки дает… Выросли мальчишки. Иванов помнил видения незнакомки – заглянул в недра Хохловки. Долго люди в округе дивились: как так вздумалось простому человеку отделять от каменных недр белый камень и жечь его. Это был алебастр.
В Ергаче в те годы основали алебастровый завод по добыче и переработке камня. Он тогда добывался вручную, кувалдами и кирками. А на завод разбитую каменную россыпь и глыбы минерала подвозили на лошадях. На первом алебастровом заводе работало несколько десятков человек. Все они ходили в костюмах из черной ткани, которые от алебастровой пыли превращались в белые. Поэтому и прозвали этих людей «белыми», или «каменными».
Из рукописных воспоминаний ергачинцев, живущих в начале 20 века. Эти воспоминания хранятся в Ергачинской поселенческой библиотеке:
В 1913 г. на Хохловой горе стал строиться алебастровый завод Иванова. На нем работало всего 30 человек. Все работы проводились вручную.
Зимой заготавливали «белый» камень, а летом и весной его пережигали. Обжиг камня производился в напольных печах, размол - каменными жерновами. В месяц вырабатывали 2000 пудов (15 тонн) алебастра. Таким образом, со станции Ергач отправлялся один вагон с алебастром в месяц.
Вскоре после открытия движения по железной дороге напротив вокзала силами монахов были построены два барака, между ними находилась большая ограда для коней (сейчас ул. Вокзальная, 20). Это Белогорская перевалочная база. Здесь останавливались монахи из Белогорского скита. Они встречали вновь прибывших монахов, получали товары на станции и возили их до Белой горы. Даже поселок первоначально назывался не Ергач, а Белая гора.
После Великой Октябрьской революции Ергачинский завод был передан государству.
В 1928 г. в Ергаче была организована Казаевская промышленно-производственная артель по выработке алебастра. Организаторами артели были Павел Ефимович Трясцын и Александр Семенович Синицын. На базе артели был построен комбинат им. Калинина (от ред. – дата неизвестна). А еще через некоторое время комбинат стал называться Ергачинским гипсовым заводом.
В 30-е гг. на левом берегу реки Бабки открылся Уфалейский карьер, который поставлял камень на Уфалейский никелевый завод. В 1956 г. карьер объединили с Ергачинским гипсовым заводом. В 1963 г. все заводы по выпуску гипса в Ергаче объединили в один - так возник «Кунгурский завод нерудных материалов».
В 1969 г. завод был переименован в «Ергачинский гипсовый комбинат».
С 1973 г. – вновь «Ергачинский гипсовый завод».
Что говорят о «белых» людях местные жители?
Гульсария МАГАСУМОВА, жительница д. Казаево, 80 лет:
- В 1959 году я устроилась на Ергачинский гипсовый завод формовщицей, потом машинистом формовочной машины. Здесь же работал и мой муж. На заводе было много нашего брата - казаевцев, но и русских тоже хватало. Ходили, помню, сплошь все белые с головы до пят.
Так и проработала все 42 года. Так что с гипсом связана вся жизнь. Даже летом заметила: вокруг дожди, а у нас - нет. Камень нагревается и отводит дожди-то, видно.
Рашида ЯКУПОВА, жительница д. Казаево, 83 года:
- Когда я пришла на завод, на нем работало больше ста человек. Работали в три смены. Я сама ломала камень, грузила. Все руками, иногда лопатами. Бывало, за смену 14 тонн камня вывозили с карьера. Тогда на карьере взрывали, это было в определенное время: в 11 часов, и с 16 до 17 часов. Предупреждали о взрыве длинным заводским гудком, ракетами. После мы выходили разгребать место взрыва, вынимать, грузить камень. Платили нам хорошо - простой рабочий мог купить себе дом. Хорошая была кормежка. В колхозе тогда голодовали, так оттуда к нам поесть приходили.
Сейчас вот не вижу совсем. Все, наверное, от алебастра. Выходит, что камень поклонения требовал - свое взял, но, с другой стороны, и жизнь нам продлил.
Лидия БАРАНОВА, работала начальником лаборатории отдела технического контроля Ергачинского гипсового завода:
- В карьере идут гипсовые уступы. Верхний слой - это каменисто-песчаная порода, ее обычно снимали, увозили на обвал. Дальше открывается так называемый третий уступ, или горизонт. Здесь и находится двуводный гипсовый камень, или алебастр, или гипс строительный. В нижних слоях находится так называемый безводный гипсовый камень – ангидрит. Как добавка он используется в цементной промышленности.
Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы наш гипс расходился по всему Союзу на восстановление разрушенных сооружений и мостов. В 60-е годы из него делали гипсоблоки для сельхозпостроек. Ближе к 70 годам началось производство гипсовых плит.
Порой мы даже не можем предположить, насколько загадочно и необъяснимо то, что нас окружает. Это может быть озеро, каменный утес необычной формы, родник… Или прошлое родного села. Во всем этом, как бы привычно и обыденно оно вам ни казалось, всегда можно найти загадку. А обнаружив ее, создать свою историю явления или места на карте.
Это все так интересно. Пообщайтесь с родными, долгожителями своих мест – узнайте загадочную историю. И поделитесь легендой с другими. Подготовила Елена КОТЕЛЬНИКОВА, Кунгур
комментариев