Говорят, неподалеку от села Плеханово в Кунгурском районе, у подножия Спасской горы, жило племя «броды». Язычники, решив, что наступает конец света, сами «ушли на тот свет».
Жители села Плеханово рассказали нам странную историю о ямочных людях и тайнах Бродовских курганов. Мы побывали на месте, о котором сложились легенды. Попытавшись проникнуть.
Капитолина Просвирнова, жительница села Плеханово:
- Мне запал глубоко в душу рассказ моего деда о племени «броды», эти люди заживо схоронили себя. Мой дед Петр Ильич Казаринов родился в 1888 году в деревне Брод (часть села Плеханово за рекой Шаквой – слева от моста). Это подножие знаменитой Спасской горы.
Так вот, дед рассказывал, что по преданию, когда-то там жило племя «броды» - язычники. Потом их назвали ямочниками.
По их вере, должен был наступить конец света. Люди вырыли ямы – каждый своей семье. Сверху сделали западни, которые с одной стороны поставили на подпорки. В определенное время, якобы перед концом света, выбив подпорки, семьи схоронили себя заживо в ямах.
Насколько история соответствует действительности, не доказано. Но в описаниях «ЖИТIЯХ СВЯТЫХЪ» имеется упоминание о язычниках, которые жили в наших краях. О том, что на ямниках имеются захоронения, подтвердили археологи. Строить там не разрешалось. Но были выстроены животноводческие фермы. Место загажено мусором. Рядом с ямниками имеется Спасская пещера. Вход в нее был завален, «чтобы в ней не спасались беглые». И только по озеру можно определить место пещеры, так как озеро выходит из нее.
На поиск истины
Вот такую необычную, страшную историю поведала нам Капитолина Серафимовна. А, может, это правда?
Перед нами «Житие святого Стефана, епископа Пермского» (книга А.Н. Бахметевой «ИЗБРАННЫЯ ЖИТIЯ СВЯТЫХЪ». Москва. 1906 год), где читаем: «Он обходил весь край, проповедуя и объясняя слово Божiе. …У мнимо священной березы собиралось много язычников. Стефанъ, узнав об этом, …. стал беседовать с язычниками об истинной вере…»
Но надо побывать на месте.
И вот мы уже у подножия Спасской горы – в деревне Брод Плехановского поселения. Несмотря на то, что землю укутал снег, здесь ощущается что- то необычное. Местность за жилыми домами действительно в каких-то буераках, ямах и вздыбленных холмах.
Мы - у старинного дома, о котором дальше расскажет нам его бывшая хозяйка.
Что знают о ямниках местные жители
Лидия Братилова, 1930 года рождения:
- В 1957 году мы приехали жить в деревню Брод. Вот этот наш 2-этажный, еще рубленый топором дом находился тогда не просто на краю деревни, а в лесу. Дальше - много глубоких ям. При перекопке огорода мы находили осколки старинной посуды, бусы, старинное копье. В 1951 году наткнулись на могилу – выкопали скелет человека. Там потом работали археологи, которые подтвердили, что это захоронение VI века.
Получается, народ поселился на месте бывшего кладбища. Иногда жутковато было. Как-то спим с мужем на кровати. Вдруг чувствую, кто-то меня за плечо трясет. Открываю глаза: передо мной стоит дядька, мощный такой, высокий, в длинном пальто. Я потихоньку руку тяну к выключателю. Включаю свет. И … такое топанье. Как будто кто-то ушел.
Иногда слышали какие-то шорохи, шаги на вышке. А как-то мы решили пол внизу поменять. Вскрыли его. А там, на земле выделяется один квадрат с черной, как будто только что взрыхленной, землей.
О том, что люди сами схоронили себя в этой местности заживо, не слышала. Знаю другую историю. Поговаривали о том, что старых людей, которые уже готовились умирать, увозили в глубокие ямы, которые там уже были. Оставляли немного еды и питья. Делали укрепление, что-то типа сруба, зарывали землей. В общем, оставляли человека на верную смерть. Возможно, это уже «вытекло» из истории про язычников. Кто-то что-то когда-то сказал, передал - не совсем так. Но, похоже, жил тут исстари народ – по своим традициям.
Мнение ученых. Бродовской могильник – археологический памятник Пермской области – Кунгурский район. Находится на северо-западе. окраине д. Броды, у подъема на Спасскую гору. 14 слабо заметных курганов расположены у подножия горы на выступе второй надпойменной террасы древнего русла р. Шаквы, притока р. Сылвы. Два кургана обнаружены на коренном берегу, высота 18 м.
В 1898-1901 годах А.А.Спицын и Н.Н. Новокрещенных исследовали здесь 141 бескурганное захоронение и 2 кургана. В 1950 - В.Ф. Генингом изучено 3 бескурганных захоронения. В 1969 - самый крупный восточный курган нижней группы (№ 3) был раскопан экспедицией под рук. В.А.Оборина и Н.А.Воронковой. Под насыпью обнаружено 12 погребенных. В 1977 году могильник обследовала экспедицией под рук. Т.К.Ютиной. В 1978-1979 годах могильник исследован экспедиция под рук. Р.Д.Голдиной. Обнаружено 48 курганов, содержащих 94 погребения. Курганные захоронения датируются концом IV-VI в., бескурганные - VII- началом IX в. Курганы располагались в западной части памятника, бескурганные - в более низкой, восточной.
В целом это единый памятник, принадлежащий одной и той же группе населения, обитавшего в Кунгурской лесостепи. Могильные ямы располагаются рядами, вытянутыми с юга на север в ранней части и с запала на восток - в поздней. Смена ориентировки произошла в V веке. Поскольку общий облик культуры не изменялся, нет основания, связывать это явление со сменой населения. Захоронения произведены в прямоугольных могилах .Погребальное сооружение - дощатый сруб или колода. Основной обряд - умершие расположены вытянуто на спине. Многочисленные украшения располагались так, как использовались при жизни. Из предметов вооружения часто встречаются лишь ножи; топоры, наконечники стрел и копий редки. Предметы конской упряжи (удила, стремена, пряжки) и глиняные сосуды встречаются чаще в бескурганной части. Характер погребального обряда и инвентаря позволяет относить могильник к памятнику неволинской культуры Сылвенско-Иренского поречья. Бродовской могильник - один из самых крупных могильников неволинской культуры и пока единственный памятник столь широкого хронологического диапазона.
Р.Д. Голдина (Уральская историческая энциклопедия – УрО РАН. Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. редактор В.В. Алексеев. 2000).
Седой Урал, наши родные места хранят еще множество тайн и загадок, от необычных природных явлений до древних легенд и обрядов. Это все так интересно. Пообщайтесь с родными, долгожителями своих мест – узнайте загадочную историю. И поделитесь легендой с другими.
Подготовили: Вера МЕДВЕДЕВА, Елена ТЕПЛЯКОВА
комментариев