Калининская детская музыкальная школа открылась 1 октября 1968 года по инициативе председателя колхоза им. Калинина И.А. Талянского. Ее первыми учениками были 21 человек. Сейчас - 156 или почти 50% учащихся средней школы с. Калинино. Что происходит в Калининской школе искусств сейчас, читайте в материале наших корреспондентов.
Визитная карточка школы. В 1972 году при музыкальной школе создан духовой оркестр. В котором играли преподаватели, учащиеся и их родители. Руководил оркестром директор школы Николай Николаевич Белугин.
С первых лет своего существования оркестр заявил о себе – он стал неизменным участником всех областных марш-парадов.
В 1977 году духовому оркестру Калининской музыкальной школы присвоено звание НАРОДНОГО.
Калининский духовой оркестр – неоднократный лауреат праздников духовой музыки «Серебряные трубы Прикамья». Три года подряд он завоевывал Кубок управления культуры Пермской области.
В 1992 году всем россиянам стало не до музыки. Духовой оркестр закрылся. В настоящее время преподаватель по классу духовых инструментов А.Н. Суровцев планирует возродить эту визитную карточку школы.
Маленькие «детки» - маленькие бедки… Калининская детская школа искусств начала свой 45-й учебный год. Однако в качестве «подарка» к юбилею она чуть не лишилась своей прописки.
Оказалось, что здание школы, похожее на нарядную музыкальную шкатулку, внутри которого в прошлом году сделали довольно солидный ремонт, не прошло проверку надзорных органов. А вступивший в силу 1 сентября 2013 года новый Закон об образовании с января 2014 года предусматривает финансирование только тех школ, которые имеют лицензии. Лицензия Калининской школы искусств закончилась еще в 2006 году. Новую же без положительного заключения надзорных органов не получить. Отсюда и появилось предложение поискать для обучения будущих музыкантов другое помещение.
Парадоксы последнего столетия. Уже немногие помнят, что музыкальная школа в селе Калинино создана по инициативе …председателя колхоза Израила Абрамовича Талянского. Захотелось ему, крепкому руководителю и партийному активисту, музыкально просвещать односельчан с раннего детства. Поехал в музыкальное училище, уговорил одного выпускника приехать к ним в село, выделил ему избу, помог с покупкой необходимых инструментов. 1 октября 1968 года первые 20 калининцев начали осваивать музыкальную грамоту. Тот самый выпускник музучилища Николай Николаевич Белугин был у них и учителем, и директором школы.
- А следующей весной, заканчивая очередное колхозное собрание, Израил Абрамович сказал колхозникам: «Я попрошу не расходиться. Сейчас мы послушаем первый отчетный концерт нашего общего детища - нашей музыкальной школы». И все остались… - вспоминает Николай Николаевич.
За 43 года опеки над этим детищем он мог бы рассказать массу интересных историй об открытии музыкальных талантов, но сегодня, в свете происходящих событий, почему-то вспомнилось другое:
- В первый или во второй год пришла к нам заниматься маленькая первоклассница. На одном занятии побыла, а на втором – нет. И на третьем не появилась. Я решил у других учеников поинтересоваться, что с ней – не заболела ли? А они отвечают, что она кому-то рассказывала, будто приходила, да ворота открыть не смогла, так и вернулась домой.
Ворота возле той избы действительно были большие и тяжелые. И такое меня зло на них взяло. Едва дождался окончания уроков, вышел на улицу, остановил проезжающий мимо трактор, и говорю трактористу: «Ворота надо снести!» Он зацепил их тросом и дернул хорошенько… Позже мы на этом месте калитку сделали, чтобы все дети могли спокойно в школу ходить.
Понятно, что в те времена таких надзорных органов, как сейчас, и в помине не было. Но о безопасности и доступности думал каждый руководитель. Сегодня куча людей заняты сочинением и проверкой различных требований и стандартов, а руководитель порой в последнюю очередь узнает, что что-то в проделанном ремонте недоучли.
Так получилось и с Калиниской школой искусств. Почти 2 миллиона рублей, выделенные из районного бюджета в конце 2011 года, потратили на замену окон и полов, и вдруг выяснилось, что нужно было сделать еще один (третий) санузел, и оборудовать помещение для обработки инвентаря.
- Возможно, это и моя вина, - признается нынешний директор Лариса Алексеевна Суровцева. – Но я за эти два года, что назначена руководителем, едва успела вникнуть во все хозяйственные вопросы. Нас в институте культуры этому, к сожалению, не учили. А требования меняются чуть не каждый день. Потом эти конкурсы, подряды, котировки… Да еще за каждым подрядчиком глаза да глазки надо, а то они либо ручку где-то не прикрутят, либо что-то не прокрасят. Мы же в своем коллективе так работать не привыкли.
Государство в государстве. Причем коммунистическое. В прямом смысле этого слова.
- Работу нашей школы можно сравнить с хорошо отлаженным заведенным механизмом, - рассказывает преподаватель живописи Мария Константиновна Белугина. – Каждый знает, что ему нужно делать, и без всяких напоминаний делает. У нас не бывает такого, что руководитель уехал в Кунгур, к примеру, и у нас тут - трава не расти. Все идет своим чередом – уроки, концерты, подготовка к какому-то мероприятию. Учителя своевременно сдают и планы, и отчеты, готовятся к аттестации. Нас к этому приучил Николай Николаевич. Шутка ли, он 43 года проработал здесь директором. И коллектив за эти годы ни разу не слышал, что он чего-то от кого-то не может добиться. Он делал свое дело, с нас требовал, чтобы мы делали свое. А результатам, как и положено, радовались сообща.
Прямо от порога в Калининской школе искусств ощущается атмосфера доверительных отношений и уважения к труду. Да и само здание школы – яркое напоминание о совместном труде ради общей пользы. Многие из бывших учеников и учителей еще помнят, как оно строилось, как пристраивали хозспособом концертный зал на 120 мест... Но немногие, а точнее, никто, кроме жены директора школы, не помнит, как штрафовали в те времена директора за это «самоуправство». То один оклад снимут, а то и два-три оклада. А дома, между прочим, семья – дети растут. И как их будет кормить самоотверженный директор, государство это не волновало.
- Время нас учило не жаловаться, а действовать, - твердо уверен Николай Николаевич Белугин. - И поэтому ради интересов дела трудности были не страшны. Не боялся я и «высоких» кабинетов, и дотошных проверяющих. Всегда и всем мог доказать, что это делается для пользы детей.
Не дочка, но и не падчерица. С самого начала, а точнее, с тех пор, как перестала быть колхозной собственностью, Калининская детская школа искусств была в ведении районного управления культуры. Культура же долгие годы финансировалась по остаточному принципу. Только в последние два года появились программы по приведению в нормативное состояние культурных объектов, благодаря которым многие из них преобразились. Кроме того, школе, можно сказать, повезло, что в руководстве района оказались неравнодушные к культурному образованию детей люди. И вот глава района Вадим Лысанов направил деньги на софинансирование ремонтных работ в Калининской школе. Депутаты Земского собрания Кунгурского района приняли решение ежегодно выделять двум имеющимся школам искусств из районного бюджета субсидии на приобретение инструментов, концертную деятельность, обучение специалистов.
- Благодаря этим средствам нам удалось в этом году 9 из 11 педагогов школы отправить на повышение квалификации, - делится радостью директор Калининской ДШИ Лариса Алексеевна Суровцева. – Ведь время идет – все меняется. Вот и в новом Законе об образовании появилось такое понятие как «предпрофильная подготовка» в детских школах искусств. В 2013-14 учебном году планируется адаптация наших учебных планов и программ к ранней профессиональной ориентации учащихся. Но для того чтобы подтвердить статус школы искусств, теперь необходимо хотя бы одну такую программу залицензировать.
Мы снова вернулись к разговору о лицензии. Если бы на сегодняшний день школа имела лицензию, она могла бы рассчитывать на подушевое финансирование из краевого бюджета. Пока же только зарплата педагогов поступает из бюджета края. Остальные расходы по содержанию школы несет ее учредитель – муниципальное образование Кунгурский район через управление культуры. И понятно, что при таком финансовом положении о перспективах развития учебного заведения говорить не приходится. А хотелось бы.
- История нашей школы – образец верности традициям, преемственности поколений, - говорит Лариса Алексеевна Суровцева. – И поэтому наша главная задача сохранить этот очаг культуры. У нас, в отличие от других школ, есть молодые кадры учителей.А из сегодняшнего завуча в перспективе может получиться неплохой руководитель.
Сейчас мы проводим конкурс на дополнительные ремонтно-строительные работы. После того как эти работы начнутся, будем вновь подавать документы на лицензирование. Надеюсь, что на этот раз все бюрократические проволочки мы преодолеем.
И Калининская школа искусств вновь будет выпускать в мир будущих музыкантов и художников, дизайнеров и мастеров прикладного искусства. А главное, просто хорошо воспитанных, трудолюбивых и терпеливых молодых людей. Ведь обучение искусству, прежде всего, требует терпения.
Марина ШАМУРИНА
Фото: Елена ТЕПЛЯКОВА
©http://kungur-krai.ru
КОММЕНТАРИЙ:
Вадим ЛЫСАНОВ, глава Кунгурского муниципального района
- Калининская школа искусств – безусловно, одна из достопримечательностей нашей территории, без которой сегодня сложно представить Калинино. Она вносит большой вклад в развитие подрастающего поколения, раскрывая таланты юных жителей Кунгурского района, прославляя своей деятельностью нашу землю далеко за ее пределами. Стоит подчеркнуть, что администрация Кунгурского района за последние годы внесла существенный вклад в ее развитие, регулярно выделяя из бюджета существенные суммы. За три последних года на ремонт здания потрачено более 2,5 миллионов рублей – таких вложений не было никогда. В то же время, на мой взгляд, руководству школы стоит более активно проявлять себя, и не только ждать «милости» от бюджета. В сегодняшних условиях это тупиковый путь. Нужно постоянно искать новые пути, чтобы школа продолжала развиваться, жить и работать на благо жителей Калининского поселения и всего Кунгурского района.
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЫ: Калининская детская музыкальная школа открылась 1 октября 1968 года.
В 1972 году для музыкальной школы строится новое здание. В школе обучают игре на баяне, фортепиано, духовых и народных инструментах, изобразительному искусству. Открывается класс скрипки.
1973 год – строительство пристроя школы, где размещаются концертный зал на 120 посадочных мест и выставочный зал.
В 1993 году школа получила статус Детской школы искусств.
В 1995 году в школе открылось отделение Декоративно-прикладного искусства. 8 творческих работ учащихся школы помещают в Международной детской художественной галерее г. Москва.
1998 год – открываются отделения ИЗО и ДПИ в селах Серга и Троельга.
Из 11 фестивалей искусств детей и юношества Пермской области Калининская музыкальная школа принимает участие в 10, где завоевывает звания лауреатов и дипломантов.
2003 год – в школе открыт класс Дизайна.
С 1968 по 2011 год школой руководит выпускник Пермского музыкального училища, преподаватель по классу баяна и аккордеона, а также духовых инструментов, Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин Кунгурского района Николай Николаевич Белугин.
В школе работают преподаватели, имеющие государственные награды: Павел Михайлович Коноплев – «Отличник Министерства культуры СССР» (1990 г.); Мария Константиновна Белугина – знак «За достижения в культуре» (1999 г.); Лариса Алексеевна Суровцева - знак «За достижения в культуре» (2004 г.).
2012 -13 г.г. в Калининской ДШИ обучаются 156 человек по 13 музыкальным и художественным программам.
комментариев