DataLife Engine > Общество / Новости / Яндекс-новости / Вопрос - ответ / Выбор редакции > Простить – значит поверить

Простить – значит поверить


Простить – значит поверить. НОВОСТИ Кунгурского края продолжают публиковать ответы благочинного храмов второго Кунгурского округа, настоятеля храма Всех Святых г. Кунгура отца Максима КУЛАКОВА на вопросы прихожан. 

Отец Максим, скажите, пожалуйста, что значит простить человека? Олег К., Кунгур
 
 
Благодарю за вопрос, он действительно очень важен. Дело в том, что сегодня мало кто понимает, в чём заключается  смысл христианского прощения. Можно услышать разнообразные ответы: простить – значить принять человека таким, какой он есть, то есть со всеми недостатками. Некоторые даже прямо говорят: «Вы должны любить меня таким, какой я есть». Кто-то считает простить – значит, забыть плохое. Вот, дескать, забуду, тогда прощу. Какой же из этих подходов является верным?  Давайте попробуем разобраться объективно и рассмотрим каждый из вышеперечисленных вариантов.

Принять человека таким, какой он есть. Приведу пример: допустим, человек страдает алкоголизмом или он наркоман. Разве я должен принимать его в таком виде? Если я буду так поступать, это будет называться потаканием человеческим страстям и попустительством. Согрешающий таким образом человек не только не исцелится от своего недуга, а вообще может погибнуть, и тот, кто принимал его таким, какой он есть, будет виновен в этом. Сторонники такого подхода обычно оправдывают себя тем, что нельзя осуждать. Могу сказать: абсолютно согласен, но в данном случае никакого осуждения нет. Нам дан разум, чтобы мы могли различать добро и зло. Ведь, согласитесь, что ни пьянство, ни наркоманию добром назвать никак не получится, следовательно, это зло. А вот говорить, что алкоголик или наркоман плохой человек, это уже осуждение.

Забыть плохое. Но в чём же здесь подвиг? Забыл, да и всё. Это больше похоже на равнодушие.
Но разве это то прощение, о котором говорит, к которому призывает нас Христос? Нет, конечно. Простить в христианском понимании - значит поверить в человека, поверить в то, что он может измениться. Настоящее прощение есть прежде всего приятие человека до конца и всерьез, возврат к той глубине, на которой познается единственность, и потому неповторимая ценность каждого человека как Божия творения, как носителя образа Божия, за кого умер на Кресте сам Христос. 

Настоящее прощение в том, чтобы увидеть человека таким, как видит и любит его Бог. Ведь если я буду верить в человека, я никогда не махну на него рукой, я не буду потакать его греховным привычкам, а буду помогать ему, буду бороться за него, порой, может, и достаточно жёстко. И даже можно сказать больше: пока есть гнев - есть ещё надежда. Даже ослеплённый гневом, я всё ещё принимаю человека всерьёз, он всё ещё существует для меня, и потому сам гнев может быть претворен в примирение, воссоединение и обновление. Но где начинается равнодушие, там воцаряется смерть. Ад -  это равнодушие всех ко всем, уход каждого в себя и тем самым - в страшное одиночество духовной смерти. Поэтому нужно со всей твёрдостью сказать: прощение от равнодушия и презрения - уже не прощение, а карикатура на него.
В подтверждение всего вышесказанного приведу слова известного православного богослова протопресвитера Александра Шмемана: «В Евангелии есть рассказ о том, как к Христу привели женщину, застигнутую в прелюбодеянии, которую по обычаю того времени собирались побить камнями. Её привели к Христу, чтобы попытаться поймать Его на слове. С одной стороны, закон требовал наказания за преступление, а с другой – люди, желавшие поймать Христа на слове, знали, что Он учил о любви и прощению. Итак, что же Он сделает? Если поступит по закону, то где же любовь и прощение? Если пойдет против закона, то где же Его учение о чистоте, несовместимой с преступлением­ против нравственности?

А Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень». А Сам, нагнувшись, чертил что-то на земле. Никто не бросил камня, и все один за другим ушли. Оставшись наедине с грешницей, Христос спросил: «Где же те, кто осуждал тебя?» И услышав, что все ушли, сказал: «И Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши» (ср.: Ин. 8:7–11). Поразительно в этом евангельском рассказе то, что Христос не принял ловушки, которую готовили для Него враги. Он не нарушил закон, ибо не сказал, что женщина эта невиновна и не заслуживает наказания. Но Он не нарушил и заповеди любви. Христос перенёс весь вопрос из плоскости закона и отвлечённой морали в плоскость личного отношения к этой женщине, к этому человеку. Он простил её и тем самым как бы сказал: «Я верю, что этот грех, это преступление – не настоящая твоя сущность, Я верю, что ты сама осудила их, Я верю, что ты хочешь и можешь исправиться». Это прощение было актом веры в неё, и эта вера была началом не только её возрождения, но и возрождения тех, кто во имя формального принципа готов был осудить и убить.

Вот такое прощение, основанное на таком подходе к человеку, на вере в него и любви к нему, необходимо нам сейчас, как воздух.

Ваши вопросы о. Максиму КУЛАКОВУ можете приносить в редакцию газеты «Новости Кунгурского края» 
(г. Кунгур, ул. Красная, 15) или задать по телефону: 2-41-65.
 
Новости Кунгурского края ©kungur-krai.ru







Вернуться назад