31 июля 2014 года в Кунгурском районе завершился многодневный Свято-Серафимовский Крестный ход на Белую гору. В семнадцатый раз паломники прошли от Перми до самой высокой точки Пермского края, на которой расположилась Свято-Николаевская Белогорская мужская обитель. Впервые за 17 лет Крестный ход, поделившись на две группы, взошел на Гору двумя путями.
Накануне прошел сильный ливень, и лесной путь, по которому обычно шли паломники, оказался размыт. А в Ходу в этом году много женщин и детей. Поэтому руководитель Крестного хода протоиерей Петр Шошин принял решение, что напрямую восхождение совершат только сильные мужчины, несущие иконы, а все остальные под флагом Православия отправятся по дороге в обход через Калинино. Этот путь в четыре раза длиннее, он составляет 24 километра. Но тем, кто шел в Ходу с самого начала, большое расстояние не так и страшно – были дни, когда паломники совершали марши по 20 и даже 40 километров.
Всего за шесть дней пути паломники прошли более 120 километров, отслужили молебны в 8 сельских храмах и на горе Благодать Пермского района. Внеплановый заход в село Калинино перед Белой горой был, наверное, неслучаен.
По словам о. Петра, именно этим путем 100 лет назад прошла Преподобномученица Елизавета. На Белую гору она стремилась в скит к отцу Серафиму Кузнецову – настоятелю храма Преподобного Серафима Саровского.
Июль 1903-го. Россия обрела мощи Преподобного Серафима Саровского. В Дивеево по этому поводу собралось более 200 тысяч богомольцев. Это были дни святого энтузиазма – дни Пасхи среди лета, как предсказывал сам Преподобный. Единение царя и народа было в те дни на высшей точке горения, писала позднее Великая Княгиня Елизавета Федоровна, жена генерал-губернатора Москвы, сестра императрицы Александры Федоровны. «Какие болезни, какие немощи мы видели и КАКУЮ ВЕРУ!..»
Июль 2014-го. - Христос Воскресе! – трижды провозгласил протоиерей Петр Шошин по окончании своей проповеди на крыльце храма Александра Невского в селе Бым Кунгурского района, откуда традиционный Свято-Серафимовский Крестный Ход совершает последний марш-бросок на Белую Гору.
- Воистину Воскресе! – трижды многоголосием ответил Крестный Ход.
- Всех Вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником – Днем восшествия на Святую Белогорскую землю, политую кровью новомучеников и исповедников российских. Господь собрал нас в год столетия восшествия на Белую Гору Преподобномученицы Елизаветы. Если бы она знала, что идет сюда в последний раз… Вот мы тоже не знаем, придем ли еще? И сегодня – гремит, сверкает и мочит. Господь поливает нас дождиком, чтобы мы стали чище, лучше, чем вчера.
ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ИДЕТЕ В КРЕСТНЫЙ ХОД?
- Иду, наверное, раз седьмой. Раньше для себя ходила – была потребность в общении с такими же, как я, верующими. А нынче с внучкой иду – она в хоре певчих, ей всего 15 лет. Певчие со всеми на равных идут, и живут, и спят, и питаются…
Мужчина в возрасте от 30 до 40 лет:
- В себе разобраться. Понять надо некоторые моменты, что происходят в голове, в душе, на сердце. Исповедоваться поглубже…
Глава семейства (муж, жена и четверо несовершеннолетних детей):
- Ради детей. Чтобы впитали эту атмосферу добра, взаимопомощи, человеколюбия, что царят в Крестном Ходе.
Две женщины за 50:
- Вот такую Россию мы любим! Когда идешь по дороге в средине мощной колонны настоящих российских патриотов, поющих «Господи, помилуй нас!», а справа и слева колосятся поля, шумят березы, и такой простор кругом, аж дух захватывает! Хочется целовать эту землю и благодарить Бога за все. Иностранцев бы сюда, тогда бы ни у кого язык не повернулся говорить про Россию как слабую и недоразвитую державу.
Женщина по имени Венера:
- За подарками от Бога. Только в Крестном Ходу открывается, что едва научился человек полагаться во всем на волю Божью, так начинает получать подарок за подарком. У кого-то место для ночлега неожиданно появилось, кому-то посох подарили, который в дальнейшем оказался незаменим, кто-то нашел очки, которые в прошлом году в лесу на привале потерял…
Женщина лет 35:
- Я пошла в Крестный ход впервые. Иду с первого дня. Очень боялась холодных ночей, так как плохо переношу холод. Но ничего – молюсь и пока ни разу не замерзла. А вот мозоли, слава Богу, натерла – говорят, чем сильнее пострадаешь в Крестном Ходе, тем лучше очистишься.
До 4 часов утра в медицинской палатке, что разворачивается на каждой стоянке Крестного Хода, колдуют медики над мозолями паломников. И колдуют успешно – после утренней литургии все их пациенты снова в строю. Готовы в путь!
В Евангелие, читаемом на литургии в последний день Крестного Хода, говорилось о муже и жене. О том, что путь их земной – это совместное восхождение к Богу. И они должны помогать друг другу на этом пути. Однако в наше время часто забывают данную заповедь. Причин тому много, но одна из главных – женщины, не обладая терпением и смирением, стали забегать вперед мужчин. В результате, как сказал отец Петр, Господь не позволил женщинам в нынешнем Крестном Ходе подняться на Белую Гору коротким путем. Им пришлось идти через Калинино.
Июль 1914-го. В июле 1914 года на Белой горе царило радостное оживление - обитель посетила Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На пермской пристани Августейшую паломницу встречал отец Серафим, а в самой обители ее ожидал крестный ход во главе с настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом. Во время этого паломничества Великая Княгиня посетила пещерную келию игумена Серафима и беседовала с ним. Отец Серафим духовно был очень близок Великой Княгине, вероятно, именно поэтому их судьбы так переплелись. Встречались они не только на Урале, но и в Москве. Последняя встреча игумена Серафима и Елизаветы Федоровны произошла весной 1917 года. Игумен Серафим предлагал Великой Княгине поехать с ним в Алапаевск, укрыться от врагов. Но Елизавета Федоровна отказалась и добавила: «Если меня убьют, то, прошу вас, похороните меня по-христиански». Этот завет отец Серафим исполнил в точности. Именно его Господь избрал для сопровождения тел святых мучеников из Алапаевска на Святую Землю.
Источник: ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА – г. Екатеринбург
Автору этих строк сейчас ровно столько же лет, сколько было Елизавете Федоровне в момент посещения Белогорского монастыря. Так же в 19 лет вышла замуж, и супруга звали Сергеем… Других совпадений с судьбой Великой Княгини и Преподобномученицы нет. Как это ни парадоксально, но в наш стремительный век пройти столь же стремительный путь к Богу практически нереально.
В 24 года вместе с мужем Великим Князем Сергеем Александровичем Великая Княгиня посетила Иерусалим, где была потрясена истинностью православной веры. И даже находясь в храме Марии Магдалены в Гефсимании, произнесла фразу: «Хорошо бы быть похороненной здесь».
В 27, будучи с детства протестанткой, приняла православие. Активно занималась благотворительностью в Москве.
В 41 год – овдовела. Сама собирала разбросанное по частям тело супруга, погибшего от взрыва бомбы террориста. Через три дня посетила убийцу мужа в тюрьме, дала ему Евангелие, сказала, что простила его…
Создала в Москве Марфо-Мариинскую женскую пустынь и в 45 облачилась в одеяние сестры любви и милосердия. Сама жила строго по Уставу – в аскетизме, делах милосердия и постоянной молитве. Часто посещала святые места.
Июль 1918-го. В ночь на 18 июля (день обретения мощей Сергия Радонежского) Великая Княгиня Елизавета Федоровна вместе с расстрелянной царской семьей была брошена в шахту в Алапаевске. При этом она молилась за палачей своих той же молитвой, что молился Иисус Христос: «Отче, отпусти им! Ибо не ведают, что творят…»
По свидетельству очевидцев, еще долго из шахты доносилось пение молитв… А когда вынимали тела, некоторые из них были перевязаны кусками ткани из одежд монахини.
Тысячи людей спасла Великая Княгиня Елизавета Федоровна от моральной и физической гибели. Когда ее арестовывали, она произнесла фразу: «Господь нашел, что нам пора нести его крест. Постараемся быть достойными этой радости».
Марина ШАМУРИНА, Кунгур