Интервью с Алмазом ХАВЫЕВЫМ, председателем общественной организации «Национальный культурный центр татар и башкир г. Кунгура и Кунгурского района»
Алмаз ХАВЫЕВ, председатель общественной организации «Национальный культурный центр татар и башкир г. Кунгура и Кунгурского района»: Венгрия «родилась» в Кунгуре, а Салават Юлаев родом из Кыласово.
ИЗ ДОСЬЕ: Алмаз Альбертович ХАВЫЕВ родился и вырос в Усть-Турке Кунгурского района. 35 лет. Два высших образования – техническое и экономическое. Кандидат технических наук с 2004 года. Преподаватель кафедры сельхозмашин в Пермской сельхозакадемии. Глава крестьянско-фермерского хозяйства по выращиванию овощей. Депутат Земского собрания Кунгурского муниципального района. Награжден Благодарственным письмом вице-премьер-министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, Благодарственным письмом Президента республики Татарстан Рустама Миннеханова. Женат, воспитывает двух сыновей.
Если бы все знали свою историю, они совсем по-другому относились бы к своей национальности. Именно с этого постулата начался наш разговор.
В апреле 2014 года Алмаз Хавыев из Усть-Турки Кунгурского района возглавил общественную организацию «Национальный культурный центр татар и башкир в г. Кунгуре и Кунгурском районе». Годом ранее он был избран членом правления и членом Совета Региональной национально-культурной автономии татар Пермского края.
- Алмаз Альбертович, что это за организация? Как давно она существует и каковы ее цели и задачи?
- Организация существует с 90-х годов XX века. Ее главная цель – сохранение культурного наследия, языка и самобытности татар и башкир, проживающих на территории города и района. Кроме того, очень важно организовать взаимодействие татарского населения со всеми уровнями власти, защиту интересов татар в сохранении своей самобытности.
Возьмем, к примеру, обеспечение учебными пособиями татарских школ. В советские времена это делалось централизованно. Сейчас школам надо самостоятельно выходить на книжное издательство в г. Казани, которое мелкие заказы еще и не берет. Нужно собирать заявку со всего Пермского края. То есть, необходимо кому-то объединять и координировать действия национальных институтов: школ, центров культуры и т.д..
Среди задач организации и взаимодействие со Всемирным Конгрессом татар. Это национальное объединение делает многое в области сохранения нашей культуры, самобытности, целостности. Проводит различные мероприятия. Год назад я участвовал в Съезде успешных предпринимателей татарских сел. Три года подряд наши представители ездят на Всероссийский сельский Сабантуй. В мае Альбина Мутагарова из Усть-Турки побывала на Всемирном Форуме татарских женщин. Осенью планируем направить на Форум татарских краеведов нашу Гадилю Шариповну Минсадырову, которая более 30 лет преподавала историю и возглавляла Усть-Турскую национальную школу и до сих пор кропотливо ведет летопись нашего народа.
Всемирный конгресс татар провозгласил, что для сохранения нации необходимы три момента: изучить историю, познать религию, сохранить язык. В этом направлении мы и намерены двигаться.
- Начнем с «изучить историю»?
- Далеко не каждый татарин Кунгурского района знает, например, что местные татары когда-то делились на мишаров и мадьяров. Мадьяры в свое время основали Венгрию. Кстати, Венгрия по-английски читается как HUNGARY. Очень схоже с Кунгуром. Возможно, Кунгур основали не на пустом месте: здесь жили когда-то разновидности татар – мадьяры.
Или другой пример. На Съезде успешных предпринимателей татарских сел я встретил человека, который утверждал, что видел своими глазами Указ Екатерины II о выселении Юлаевых в земли Кунгурского района для распространения грамотности среди татар, а Салават Юлаев, народный герой Башкирии, родом из села Кыласово.... Я могу привести еще много примеров славной истории татар на Кунгурской земле.
- А как обстоят дела с языком?
- Говоря о сохранении национального языка, отмечу, что ни в Кунгуре, ни в Перми сегодня нет национальных татарских школ. В Перми есть еврейские и немецкие школы, но нет татарской, хотя около 10% населения – татары.
В национальных татарских школах Пермского края – свои проблемы. Как правило, школы эти сельские и малокомплектные. Уменьшаются в связи с этим учебные часы, в том числе по татарскому языку и литературе. Хотя, сохранение языка – это основа основ нации.
- Ну, зато, наверное, с религией все так, как хотелось бы?
- Чтобы понимать ислам, его опять же нужно изучать. И лучше, если преподавать его будет мулла, окончивший исламский университет. У нас в районе таких нет. В некоторых селах и мечетей-то нет. Всего в Кунгурском районе 5 мечетей и 1 - в Кунгуре. Этого, конечно, мало. Поэтому одна из задач нашей общественной организации – агитировать население на строительство мечетей, дома для муллы и приглашать муллу, который мог бы преподавать и в школе основы ислама.
- Так что же может и будет делать ваша общественная организация?
- Повторюсь: активно взаимодействовать с властью, со Всемирным Конгрессом татар по всем направлениям. Поднимать общественность на возведение мечетей. Конкретно могу назвать две ближайшие задачи. Во-первых, на уровне города и района необходимо принять Программы гармонизации межнациональных отношений. Такая Программа существует на уровне края, и в ней заложены средства на проведение различных национальных мероприятий, таких, как Сабантуй, например. Но территориям, где таких Программ нет, эти средства получить практически невозможно. Во-вторых, более плотно заниматься изучением истории своего народа. Есть намерение издать книгу об истории села Усть-Турка. Только зная свою историю, человек может гордиться своей национальностью.
Беседовала Марина ШАМУРИНА, Фото: Елена ТЕПЛЯКОВА
Кунгур ©kungur-krai.ru
Вернуться назад