Под Белой горой недалеко от Кунгура стоит скит. Женщинам вход в него был строго воспрещен
Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь, за строгость устава называемый Уральским Афоном, без преувеличения известен по всей России. О нем сняты уже не один десяток фильмов, написаны сотни книг, брошюр и статей в самых разных изданиях. На протяжении последних более двадцати лет обитель активно возрождается. И не только сам Крестовоздвиженский собор, но и вся предлежащая территория. С 1997 года началось возрождение и Серафимо-Алексеевского скита, расположенного в пяти километрах от Белогорского храма.
По примеру Оптиной пустыни. Одним из свидетельств высокого духовного взлета Белогорской обители стало учреждение «старчества» по примеру знаменитой своими старцами Оптиной пустыни. Старцы, то есть более опытные в духовной жизни монахи, наставники иноков (начинающих монахов), жили особой, как правило, уединенной жизнью. Для этой цели в пяти верстах от монастыря был устроен Свято-Алексеевский скит, где проживало до тридцати пяти монахов, придерживающихся еще более строгих общежительных правил, чем в самой Белогорской обители.
Белогорский скит первоначально был назван Свято – Серафимовским в честь канонизации Серафима Саровского, но после рождения Наследника российского престола его назвали Серафимо-Алексеевский.
Белогорский Свято-Алексеевский скит был создан в память «всерадостного события» - рождения Наследника Царского Престола Царевича Алексея, во имя святителя Алексея, небесного покровителя Его Высочества и преподобного Серафима, потому что наследника Российскому Государю Бог дал по молитвам святого Серафима Саровского. Вот почему полное название скита – Белогорский Серафимо-Алексеевский скит.
Строил скит, а потом и был его начальником игумен Серафим (Кузнецов), с 1912 года - издатель белогорского журнала «Голос долга». Волею судьбы он еще был одним из духовных наставников Великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры Императрицы Александры Федоровны.
Монахи в скиту жили в полном уединении и безмолвии. Женщинам вход в скит был строго воспрещен, кроме трех дней в году: 19 июля, 17 августа и на второй день праздника Всех Святых. Две церкви были при ските: храм преподобного Серафима Саровского и пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и Всех Печерских Святых.
Кроме игумена Серафима в скиту жили и молились старцы-черноризцы Лаврентий и Иоанн, которым преподобный Серафим Саровский неоднократно являл свои милости.
Первой и единственной представительницей царской семьи, посетившей Белогорскую обитель, стала Великая Княгиня Елизавета Федоровна, до принятия православия – принцесса Гессен-Дармштадская Элла. После смерти мужа в 1905 году Елизавета Федоровна от мира удалилась, основала женскую Марфо-Мариинскую обитель милосердия и занялась благотворительностью, помогая страждующим.
В июле 1914 года во время паломнической поездки по России на Белой горе Елизавета Федоровна провела два дня. Она с интересом осмотрела пещеры отшельников в Серафимо-Алексеевском ските, душевно пообщалась с отцом Серафимом и его матерью монахиней Анастасией, отслужила панихиду по своему покойному мужу, ознакомилась с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители.
Августейшая особа подарила скиту икону преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился тысячу дней и ночей преподобный Серафим. Своему духовному наставнику отцу Серафиму преподнесла она свой портрет с дарственной надписью, игумену Варлааму - тоже свой портрет и священническое диаконовское облачение. В беседе с каждым человеком она была внимательна и сердечна – это отмечали многие: «Дивное событие совершилось в укромной пустыне! Редкое, небывалое торжество увидала юная обитель! Среди собравшихся людей всех положений, званий и состояний царило равенство, братство, пламенная вера и взаимная любовь».
Из брошюры О. Федорущенко «Белогорье»
Святыни, находившиеся в скиту:
икона преподобного Серафима Саровского, освященная митрополитом Антонием в Сарове в день открытия мощей святого, - главная святыня скита;
икона всех Печерских чудотворцев с частицами святых мощей преподобного Дамиана Целебника;
большой крест из масличного дерева с частицами от честного Животворящего древа Креста Господня;
кипарисная рака, в которой почивали частицы святых мощей многих угодников Божиих.
Притяжение. Про Белогорье говорят: если Белая гора принимает человека, то навсегда. Мастер-строитель из Перми Андрей Козлов впервые попал сюда в 1995 году для выполнения работ по остеклению храма. Встретил здесь свою супругу Ольгу – уроженку деревни Белая гора, и в 1997 году поселился на Белогорье. Но работать продолжал на разных строительных объектах Кунгура и Кунгурского района. А с 2010-го работает мастером строительных и ремонтных работ Белогорского монастыря.
Под его руководством построена купель на северном склоне горы, названная в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Елизаветинская купель; дом для монашествующих монастыря; дом скитоначальника, построены два моста через речку Бырминка; смонтировано отопление Свято-Серафимовского храма в скиту; новое здание фермы, ведется строительство Дома паломников.
У Серафимо-Алексеевского скита есть свои благотворители. Первыми начали содействовать возрождению святыни владельцы завода «Металлист» в Кунгуре супруги Высоцкие Александр Павлович и Татьяна Михайловна. На их средства в скиту заново выстроен храм Серафима Саровского. Все, от куполов до икон, оплачено ими. Также на средства благотворителей Высоцких оборудована на святом источнике скита купель.
Татьяна ВЫСОЦКАЯ:
- Мы помогали Белогорскому монастырю, как и другим православным храмам Кунгура и Кунгурского района. В 2007 году настоятель монастыря отец Антоний завел разговор, что у монастыря был еще и скит. Сходили на это место, посмотрели и решили, что скит надо восстанавливать. Нашли в архиве фотографии, проект храма, ну и средства на его строительство.
Каждый год мы всей семьей обязательно ходим Крестным ходом в скит. Считаем, что только через возрождение духовности Россия спасется.
На протяжении 16 лет, по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, проходит Крестный ход из Перми на Белую гору. Пять дней паломники идут пешком, заходя по пути во все храмы. В канун 1 августа они поднимаются на Белую гору, а утром спускаются в Серафимо-Алексеевский скит, преодолевая пять километров полного бездорожья. Вместе с Крестным ходом любой желающий может попасть в святая святых Белогорского монастыря – скит, но только по благословению наместника обители. Здесь, во вновь построенном деревянном храме прп. Серафима Саровского, служится Божественная литургия. Паломники погружаются в святой источник, бьющий из горы, в которой когда-то был выстроен пещерный храм. В 1918-м храм был взорван революционерами. Говорят, что прямо с находящимися внутри монахами…
Каждый Крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход Воинства Небесного, Христова ополчения с хоругвями, иконами и сильнейшим из оружий - Крестом Христовым. А с другой - шествие кающихся грешников.
26 июля по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия
начнется ежегодный крестный ход в Белогорский монастырь.
Участникам хода предстоит преодолеть более 120 км.
Маршрут пути следования пролегает через Бахаревский монастырь, поселок Юг,
гору Благодать, деревню Бырму, поселок Нижний Пальник, села Троельга, Ерши, Бым.
Крестный ход прибудет в Белогорский монастырь 31 июля.
Завершается ход в Серафимо-Алексеевском скиту 1 августа.
Приглашаем стать участниками крестного хода Пермь – Белая Гора.
Марина ШАМУРИНА
©kungur-krai.ru
Вернуться назад