Как развить в ребенке самостоятельность
Отвечает Юлия БАБИНА, педагог-психолог, г. Кунгур:
- Судя по всему у вас, Оксана, это первый и пока единственный малыш. Но чтобы он был счастлив и успешен в жизни, очень важно воспитать его самостоятельным.
Начать необходимо с раннего детства. Как часто каждому из родителей приходилось слышать от ребенка: «Я сам!». Очень часто дети стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Но мы из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка чаще стремимся сделать все за него сами, то есть слишком опекаем своих детей.
Отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления самостоятельности. Это, во-первых, ранний возраст. Хочет САМ разложить ложки на столе, пусть сделает. О том, чтобы самому умыться, одеться, я уже даже не говорю, этому вы должны научить малыша в первую очередь. Поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно.
Старайтесь не отступать от принятого порядка и способов действий. Очень часто взрослые на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Нужно стараться давать ребенку возможность попробовать свои силы.
Далее, в возрасте вашего малыша мотивировать ребенка сделать что-то самому можно, предоставляя выбор: выбери носочки или маечку, которые ты сегодня наденешь. Если наденешь пижаму быстро, мы успеем еще почитать сказу на ночь или посмотреть мультфильм. При этом следует ребенку предупредить о последствиях решения, которое он принимает. Так мы приучим малыша к мысли, что для него, как и для всех, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать.
Можно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Дошкольник в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.).
Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни.
Подготовила Елена КОТЕЛЬНИКОВА
Вернуться назад