DataLife Engine > Новости / Образование / Яндекс-новости > Основы религиозной культуры и светской этики - в чем суть и каковы "подводные камни"

Основы религиозной культуры и светской этики - в чем суть и каковы "подводные камни"

С января 2012 года в школах Кунгура, как одной из «пилотных» территорий, появился новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики».
На родительских собраниях, классных часах родителям объявили о наличии шести модулей, по которым будет преподаваться новый предмет. Тем самым предоставили право выбрать тот модуль, который им ближе и роднее. С сентября 2012-13 учебного года этот эксперимент решено распространить на 4 классы во всех школах России. И он уже будет включен в учебный план. В чем суть новшества и каковы «подводные камни» мини-реформы? 
Начнем с того, что введение нового предмета под названием «Основы религиозной культуры и светской этики» регламентируется несколькими нормативными документами. Назовем их кратко: «Письмо о введении курса от 16.02.2012г. Министерства образования Пермского края» и «Письмо введении курса от 9.02.2012 г. Министерства образования и науки Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012г., приказ «О внесении изменений в базисный учебный план». И, надо сказать, что Кунгур в этом смысле не единственный город в России, где прошел этот эксперимент. Уроки религиозной культуры уже велись до этого в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях. А еще в Рязанской, Тамбовской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия. 
Как говорят в Управлении образования Кунгура, из каждой школы, участвующей в эксперименте, по одному преподавателю обучилось новому курсу. За 72 часа. В Пермском госуниверситете. И понесли новую науку в массы, опробировали предмет на практике. То с 2013/14 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.
Буквально пару месяцев назад в школах Кунгура прошла волна родительских собраний. С перспективой на то, что сегодняшние третьеклассники, завтрашние четвероклассники тоже будут изучать «Основы религиозной культуры…». В обязательном порядке. Родителям кратко рассказали о существовании шести модулей: православная, буддийская, иудейская, исламская культуры, мировые религиозные культуры, основы светской этики. Рассказали тезисно об их содержании. Причем, подчеркнули, что главное в новом курсе – культурологический аспект. Попросили родителей выбрать один из модулей. Или, проще говоря, учебников или программ. Так же рассказали о том, что новому предмету будет отведен 1 час в неделю. Пока без оценок. Родители написали заявление о своем согласии обучению их детей новому предмету. И, выйдя из дверей школьного кабинета, вошли в фазу ожидания. Ожидания того, что будет дальше. И как это будет?
Светлана, мама третьеклассницы Полины:
- Конечно, это надо. Хорошо, что с нашими детьми будут говорить о религии, культуре. Я с удовольствием даю согласие на это. Выбираю ОПК – «Основы православной культуры». Так как наша семья православная. Только и я бы сама была не против таких бесед. Ведь и мы, родители, мало что в этом понимаем.
Хорошо, если в классе есть единое мнение по поводу той или иной программы по новому предмету. А если нет? Этот вопрос мы задали в Управлении образования Кунгура.
- Ребенку можно выбрать отдельный модуль, если это необходимо. Вопрос его обучения решается уже внутри школы. Конечно, возникает вопрос с оплатой труда педагога. Директор может изыскать средства из тарифного фонда или оперировать стимулирующей частью заработной платы педагогов,- отвечает Алевтина ФЕДЕНЕВА, методист начальных классов Управления образования Кунгура. И добавляет уже не как специалист, а как родитель:
- Если не мы, то другие научат наших детей тому, чему не надо. Взять те же секты. Они ведь исподволь да завладевают умами и сердцами многих. И губят. Новый школьный предмет – это хорошая альтернатива. Только нужно выбирать не узкий профиль. К примеру, те же «Основы православной культуры». А наоборот – более общий. Как, например, «Основы религиозных культур и светской этики». Где, что называется, обо всем понемногу. Чтобы иметь общее представление о религиозной культуре.

Вот такое мнение. И оно, кстати говоря, не бесспорно, говорят священнослужители. Аргумент: а может быть, вначале разобраться в чем-то одном? Чтобы иметь общее представление о мировых религиях? Ответ на этот вопрос – отдельная тема. И она будет продолжена на страницах газеты «Новости Кунгурского края». А пока еще немного о новом расписании, в связи с появлением нового предмета. Раз он теперь обязательный наравне с другими. К примеру, русским или литературным чтением. Для него выделили час. Кстати, в ущерб тому же русскому языку и литературному чтению в 4 классе. То есть вместо пяти часов каждого из предметов, теперь будет по четыре. И один час ОРКСЭ. К 2015 году, прогнозируют специалисты, «Основы религиозной культуры…» появится в общешкольном расписании. Таковы перспективы. Свое отношение к настоящему и будущему новой идеи высказал протоиерей Олег ШИРИНКИН, благочинный храмов Кунгурского округа:
- Идея хорошая. Но любую идею можно исковеркать, испортить. Главное, что нужно делать, чтобы новый курс принес плоды – воспитать воспитателя. У нас же нет пока специалистов. Ведь, чтобы этот предмет преподавать мало только веры. Или только знания методики, основ предмета. Нужно и то, и то. Причем, необходимо хотя бы начальное богословское образование. А еще, если к предмету подходить серьезно, им надо жить.
И благочинный храмов Кунгурского округа знает, о чем говорит. Раз предмет несет культурологическую нагрузку, призван «обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» (так прописывается в аннотации курса) , значит читать его не значит только лишь разводить понятия одно с другим или заниматься «зубрежкой» теории. Это важно пропустить через себя, чтобы убедительно, ярко и заинтересованно донести до молодого поколения. Взять хоть тему патриотизма, любви к своей Родине. С этого, кстати, начинается учебник «Основы православной культуры». Кто может научить этому в полной мере? Да, конечно, тот учитель, кто сам испытывает чувство любви, преданности к своей стране. А кто сегодня может заняться этим в полной мере? Ответ и на этот вопрос мы нашли у протоиерея Олега ШИРИНКИНА:
- В Кунгуре есть такие люди. К нам в духовно-просветительский методический центр, что на Соборной площади, уже полтора года приходят на занятия. Обучение, кстати, проходит совершенно бесплатно. Но мы преподаем только в рамках 72 часов. Необходимо же более комплексное, глубокое образование. В Пермской духовной семинарии есть курсы катехизации. Серьезный подход в подготовке преподавателей религии осуществляется в учительской семинарии Екатеринбурга. Если в школе будут работать преподаватели с таким опытом и образованием, то можно быть уверенным, что реформа даст свои плоды. К тому же предмет подразумевает активную работу с родителями. Ее тоже должны вести обученные педагоги.
Пока же, как говорит отец Олег, учителя боятся нового предмета. Он пришел к этой мысли не просто так. Благочинный много ездит по территориям, общается с педагогической и родительской общественностью Кунгура и Кунгурского района. А где и когда еще говорить о духовности и нравственности, если не в рамках нового курса? Ведь из современных программ по литературе все больше и больше исчезает классика.
Подготовила Елена КОТЕЛЬНИКОВА, фото: Лариса АРАПОВА
©kungur-krai.ru

 



Вернуться назад